СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Практическая работа № 2 «Составление суточного рациона»
Список литературы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
СОСТАВЛЕНИЕ СУТОЧНОГО РАЦИОНА ПИТАНИЯ
Обучающийся должен
- знать:
- суточный расход энергии;
- понятие рациона питания;
- суточную норму потребности человека в питательных веществах;
- методику составления рационов питания;
- уметь составлять рационы питания.
Цели работы:
- образовательные: приобрести навыки составления суточного рациона питания в зависимости от норм физиологических потребностей;
- развивающие: развить навыки самостоятельной работы; развить умения анализировать рабочую ситуацию, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации;
- воспитательные: воспитать ответственность, трудолюбие, аккуратность.
Перечень средств, используемых при выполнении работы:
- таблица «Нормы физиологических потребностей»,
- таблица «Калорийность готовых блюд и продуктов».
Общие теоретические сведения:
Рациональное питание – своевременное и правильно организованное обеспечение организма оптимальным количеством пищи, включающей энергию и пищевые вещества в необходимом количестве и в правильном соотношении.
4 принципа рационального питания:
1. С пищей должно поступать столько энергии, сколько организм расходует на все процессы жизнедеятельности.
2. Пища должна содержать пищевые вещества в достаточном кол-ве и определенном соотношении.
3. Необходимо соблюдать режим питания.
4. Пища должна быть обработана соответствующим образом с целью сохранения пищевой ценности.
Принципы составления суточного рациона питания. Продукты животного происхождения следует планировать на первую половину дня, молочно-растительные – на вторую. Жиры необходимы такие, которые обеспечат организм жирорастворимыми витаминами, жирными кислотами _сливочное, растительное масло, сметана, молоко). Энергетическая ценность суточного рациона должна обеспечиваться в основном углеводами растительной пищи. В мню завтрака включают блюда, содержащие мясо, рыбу, крупы, овощи, жиры. Его можно делать дробленым (1 и 2 завтрка) ,уменьшая объем пищи и улучшая ее усвоение. В завтрак обязательно должны входить горячие напитки, улучшающие секреци. Желудочного сока. На обед рекомендуют овощные или острые закуски, возбуждающие аппетит, супы, блюда из мяса, рыбы, круп, макаронные изделий. Завершать обед следует сладкими блюдами (кисель, желе, мусс), котрые уменьшают выделение пищеварительных соков и дают ощущение сытости. На полдник и ужин подают легкоперевариваемые молочно-растительные блюда (каши, пудинги, салаты, запеканки). При составлении меню необходимо учитывать время года.
Этапы выполнения работы:
1. Распределить суточный рацион для мужчины 25 лет – оператора ПК, при четырёхразовом питании (завтрак, обед, полдник, ужин).
Таблица №1 - Калорийность готовых блюд и продуктов
№ п/п | Продукты | Состав продуктов |
Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г |
1 | Сыр | 3,5 | 4,5 | - |
2 | Яйцо | 12,7 | 11,5 | 11,9 |
3 | Сахар | 0,1 | - | 15,0 |
4 | Капуста | 1,9 | 2,2 | 8,5 |
5 | Томаты | 1,1 | 0,2 | 3,8 |
6 | Сметана | 1,2 | 15,0 | 1,5 |
7 | Говядина | 7,7 | 12,1 | 4,6 |
8 | Хлеб | 4,5 | 1,2 | 37,1 |
9 | Крупа рисовая | 3,9 | 10,8 | 22,0 |
10 | Сок апельсиновый | - | - | 25,0 |
11 | Творог | 28 | 23,8 | 29,5 |
12 | Кофейный напиток | 1,3 | 1,4 | 18,4 |
13 | Молоко | 4,8 | 2,4 | 15,6 |
14 | Мука | 3,6 | 4,6 | 11,9 |
15 | Кефир | 2,8 | 3,2 | 4,1 |
16 | Джем ягодный | 1,6 | 0,6 | 24,9 |
17 | Печень | 20,7 | 11,0 | 33,2 |
18 | Сухофрукты | 0,5 | - | 30,2 |
19 | Огурец | 0,8 | 0,1 | 2,6 |
20 | Куриная ножка жареная | 18,2 | 25,4 | 0,7 |
21 | Картофель | 2,0 | 0,4 | 16,3 |
22 | Рыба | 15,0 | 10,4 | 20,2 |
23 | Свекла | 1,0 | 5,0 | 4,2 |
24 | Какао-порошок | 3,0 | 3,2 | 22,8 |
25 | Мука | 3,6 | 4,6 | 11,9 |
2. Распределить суточный рацион для женщины 30 лет – продавца промышленных товаров, при четырёхразовом питании (завтрак, обед, полдник, ужин).
Таблица № 2 - Калорийность готовых блюд и продуктов
№ п/п | Продукты | Состав продуктов |
Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г |
1 | Сыр | 3,5 | 4,5 | - |
2 | Яйцо | 12,7 | 11,5 | 11,9 |
3 | Сахар | 0,1 | - | 15,0 |
4 | Капуста | 1,9 | 2,2 | 8,5 |
5 | Томаты | 1,1 | 0,2 | 3,8 |
6 | Сметана | 1,2 | 15,0 | 1,5 |
7 | Говядина | 7,7 | 12,1 | 4,6 |
8 | Хлеб | 4,5 | 1,2 | 37,1 |
9 | Крупа рисовая | 3,9 | 10,8 | 22,0 |
10 | Сок апельсиновый | - | - | 25,0 |
11 | Творог | 28 | 23,8 | 29,5 |
12 | Кофейный напиток | 1,3 | 1,4 | 18,4 |
13 | Молоко | 4,8 | 2,4 | 15,6 |
14 | Мука | 3,6 | 4,6 | 11,9 |
15 | Кефир | 2,8 | 3,2 | 4,1 |
16 | Джем ягодный | 1,6 | 0,6 | 24,9 |
17 | Печень | 20,7 | 11,0 | 33,2 |
18 | Сухофрукты | 0,5 | - | 30,2 |
19 | Огурец | 0,8 | 0,1 | 2,6 |
20 | Куриная ножка жареная | 18,2 | 25,4 | 0,7 |
21 | Картофель | 2,0 | 0,4 | 16,3 |
22 | Рыба | 15,0 | 10,4 | 20,2 |
23 | Свекла | 1,0 | 5,0 | 4,2 |
24 | Какао-порошок | 3,0 | 3,2 | 22,8 |
25 | Мука | 3,6 | 4,6 | 11,9 |
Таблица 3 Физиологические нормы питания
Для взрослых | Рекомендуемое содержание Б,Ж,У в суточных рационах питания и их калорийность |
Калорийность, ккал | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г |
Первая группа | |
мужчины | 3000 | 102 | 97 | 410 |
женщины | 2700 | 92 | 87 | 369 |
Вторая группа | |
мужчины | 3500 | 120 | 113 | 478 |
женщины | 3200 | 109 | 103 | 437 |
Третья группа | |
мужчины | 4000 | 137 | 129 | 546 |
женщины | 3600 | 124 | 116 | 492 |
Четвёртая группа | |
мужчины | 4500 | 154 | 145 | 615 |
Возраст детей | |
1-2 | 1400 | 48 | 48 | 185 |
3-6 | 1900 | 65 | 65 | 251 |
7-10 | 2400 | 82 | 82 | 317 |
11-14 | 3000 | 102 | 102 | 398 |
15-17 | 3300 | 113 | 106 | 451 |
Оформить результат работы.
Контрольные вопросы:
1. Назовите принципы составления меню суточных рационов.
2. Каким должно быть сочетание продуктов в рационе питания, чтобы обеспечить кислотно-щелочное равновесие в организме?
3. Каковы принципы рационального сбалансированного питания?
4. Что такое суточный расход энергии?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Казанцева Н. С. Товароведение продовольственных товаров-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 184 с.
2. Микулович А. С., Смольская А. О. Товароведение продовольственных товаров-М.: учебно-методическое пособие-Минск БГЭУ, 2007. – 370 с.
3. Матюхина З. П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2001. – 184 с.
4. Новикова А. М. и др. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами. Учебник для нач. проф. образования – М.: проф. обр. издат., 2001 г. – 480с.
5. Отосина В. Н. Практические работы по товароведению продовольственных товаров / серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону; «Феникс», 2003 г. – 288 с.
6. Тимофеева В. А. Товароведение продовольственных товаров. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г. – 448 с.