СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Причастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок (региональный ровень)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Причастие как часть речи"»

Технологическая карта урока

ФИО педагога: Чернышова Олеся Александровна

Предмет: русский язык

Класс: 7, I триместр

Тема урока: «Причастие как часть речи»

Технологическая карта урока

Класс

7 «Б» класс

Тема урока

Причастие как часть речи

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Повторить правило о глаголе и прилагательном как частях речи

Задачи урока

Формировать способности учащихся определять причастие в текстах, находить отличительные признаки причастия: вид, вопросы, время, род, число, падеж, синтаксическую роль в предложении,

Развивать мышление речь память, внимание на основе текстов упражнений, выполнения алгоритма действий.

Воспитывать чувства сотрудничества коллективизма при работе в группах.

Материалы и оборудование

Русский язык 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях, часть 1/ (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.) - М: Просвещение, 2022;

компьютер;

интерактивная доска;

презентация;

раздаточный материал для работы в группах.

Используемые технологии

Исследовательское обучение

Методы обучения

Исследовательский

Формы обучения

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Планируемые результаты

Предметные:
- научиться определять причастие в текстах, определять отличит. признаки причастия: вид, вопросы, время, род, число, падеж, синтаксическую роль в предложении,

Метапредметные:
а) коммуникативные:
- понимать возможность различных точек зрения на вопрос, учитывать разное мнение и уметь обосновывать свое,
б) регулятивные:
- соотносить результат своей деятельности с целью или образцом,
В) познавательные
- перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее  удобную форму,
Личностные:
- оценивать ситуации и поступки, объяснять смысл своих оценок

Основные понятия

Часть речи, глаголы, прилагательные, причастие

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке. Сегодня у нас необычный урок, ведь к нам пришли гости. И несмотря на то, что погода за окном пасмурная, у нас с вами всё равно хорошее настроение. Давайте настроимся на хорошую и продуктивную работу, и тогда у нас всё получится!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Актуализация и пробное учебное действие

Запишите сегодняшнее число и классную работу в своих тетрадях. После этого разделите тетрадный лист на два столбика, заняв 3 строчки.
Первый столбик подпишите «прилагательные», второй столбик - «глаголы».
А теперь скажите, любите ли вы играть? Давайте поиграем вместе.
Для этого нам понадобятся 2 ученика, которые будут выполнять работу у доски. Остальным же я буду кидать мяч и задавать вопросы. Поймав мяч, вы отвечаете на мой вопрос, и возвращаете его мне. После этого мы запишем этот ответ в тетрадях, а два ученика – на доске. Ты, имя ученика (?), записываешь только прилагательные. А ты, (?) имя ученика-только глаголы.


Начнем.
- Какой этот мяч по цвету? (оранжевый)

- Какой по размеру? (маленький)

- Какой он формы? (круглый)

- Что я сейчас делаю с мячом? (подкидываю)

- Когда я кидаю вам мяч, что он делает? (летит)

- Когда я кинула вам мяч, что вы с ним сделали? (поймали)



Мы с вами записали 6 слов. Три прилагательных, три глагола. Теперь давайте вспомним и запишем основные признаки этих частей речи.
ученики у доски: у прилагательного есть род, число, падеж; у глагола – вид, время (и т.д.)

- Молодцы! Садитесь на свои места. А теперь возвращаемся к нашей игре, только я сформулирую другие вопросы.


Отвечают на вопросы учителя, доказывая свою точку зрения, вспоминают признаки глагола и имени прилагательного

Целеполагание и построение выхода из затруднения. Практическая деятельность

- Мяч, который летит. Какой он? (летящий)

- Мяч, который падает. Какой он? (падающий)

- А мяч, который уже упал? (упавший)



-Запишем эти слова в тетрадях, посередине строки. Дело в том, что они указывают не только на признак предмета, но и на его действие. С этой частью речи вы ещё не знакомы. Это предстоит нам сделать на сегодняшнем уроке.
-Обратимся к словам В.И. Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» Эта фраза относится к записанным нами словам.

Кто догадался, как называется эта часть речи?
Правильно! Причастие.
Запишите в тетради тему урока: «Причастие как часть речи»

Итак, мы узнали, что эта часть речи совмещает в себе признаки прилагательного и глагола. Иными словами, обладает теми признаками, которые мы раннее записали.
Как вы считаете, каким членом предложения может быть причастие? Давайте выясним. Придумайте предложение со словосочетанием «баскетбольный мяч»

Летящий в кольцо баскетбольный мяч поразил болельщиков.
Найдем в этом предложении прилагательное и глагол и подчеркнем их как члены предложения. А теперь найдите в предложении причастие. На какой вопрос оно отвечает? Значит, является определением.


Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение, доказывают его

Открытие нового знания

Сформулируйте сами правило о причастии как части речи (познавательные)
Прочитайте  правило в учебнике и сравните со своим. СТР.33 (регулятивные)

Читают правило в учебнике и сравнивают со своим

Физминутка

Игра «Кто быстрее» по 3 слова – глагола  изъявит. и условного наклонений, повелительного (приводят примеры сами учащиеся (3 человека), зрительная для глаз (движение зрительно по доске: диагональ, периметр, аналогично - в другую сторону

Называют слова, выполняют зрительно физминутку.

Первичное закрепление

А теперь нам нужно научиться находить причастие среди других частей речи. Выполним следующее задание. Один ученик у доски, остальные – на своих местах работают в группах.

У вас на столах лежат распечатанные слова. В течение 3 минут вам необходимо распределить их по трем группам: прилагательные, глаголы и причастия.





(Ученик у доски: имя) справился с заданием верно, поэтому у него получилась такая картинка. А с вами давайте сравним полученные результаты с ответами на экране.

Работа в группе;

Коллективная проверка работы по ключу на доске


Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Отлично поработали! Теперь давайте обратимся к тексту. У вас на столах есть листы с текстом «Мой родной Курский край». Прочитаем его.

У каждого человека есть своя малая Родина. Здесь проходит основная часть жизни человека: его детство, школьные годы, юность. В моём сердце особое место занимает Курская область. Это мой родной край!
Природа здесь очень красивая, не такая, как в других местах. Расстилающиеся, как покрывало, пшеничные поля, стремящиеся в небеса деревья лесов, отражающие голубое небо и облака реки – всё это картины моего края. Курский край называют «соловьиным», так как невозможно представить теплое весеннее утро без звонкой песни пернатого друга, которая наполняет душу радостью и весельем.

Найдите и выпишите все причастия. На работу вам 3 минуты.

Теперь проверим, как вы справились с заданием. Обменяйтесь с соседом тетрадями, обратите внимание на доску. Из текста должны быть выписаны три причастия: расстилающиеся, стремящиеся, отражающие. Если задание выполнено верно поставьте «+», если допущена одна ошибка, то «+-», если две, то «-».
А теперь верните друг другу тетради.
Поднимите руки, у кого нет ошибок. Молодцы! Ребята, которые допустили ошибку, не переживайте. Сегодня мы только познакомились с новой частью речи. Вы обязательно научитесь отличать причастие от других частей речи.


Оценивают работу по ключу на доске, взаимопроверка

Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог. Мы сегодня выполнили несколько заданий. Возьмите ручку и поставьте на полях «!» напротив того задание, которое вам понравилось больше всего. Там, где у вас остались какие-то вопросы - «?». Над ними мы поработаем на следующих уроках.


Осознают, что на уроке было понятно, а что требует времени на понимание
(личностные)

Домашнее задание

А теперь послушайте внимательно. Домашнее задание я прикреплю в эл. журнале в виде QR-кода. Перейдя по нему, вы узнаете несколько интересных фактов о причастии. И получите ссылку на интерактивное упражнение.

Урок окончен. Спасибо за внимание и продуктивную работу!