СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к разработке специальной индивидуальной программы развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Требования к разработке специальной индивидуальной программы развития

Просмотр содержимого документа
«Требования к разработке специальной индивидуальной программы развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями»

Лебединская Елена Геннадьевна,

учитель-дефектолог, ОГКОУШ №39 г.Ульяновск



Требования к разработке специальной индивидуальной программы развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями в соответствии с положениями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Введение и реализация федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет большое значение для реализации права на образование детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на каждого ребенка с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) на основе АООП образовательной организацией разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая специфические образовательные потребности обучающихся.

Вследствие системных нарушений развития обучающихся им показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования на основе СИПР все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния их развития, могут быть включены в образовательное пространство. При этом принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных курсов, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.

Подготовка к разработке СИПР начинается с приёма обучающегося в образовательную организацию и оценки его развития. Прием в образовательную организацию, реализующую вариант 2 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), рекомендации ПМПК и индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА) для детей с инвалидностью.

При поступлении ребенка в образовательную организацию специалисты знакомятся с ним и его семьей (законными представителями), проводят психолого-педагогическое обследование с целью последующей разработки СИПР и определения оптимальных условий ее реализации. В процессе психолого-педагогического обследования ребенка участвуют все специалисты, которые составляют и реализуют СИПР.

В качестве основного метода изучения используется наблюдение, дополнительно могут применяться различные опросники и тесты. В ходе наблюдения выявляются особенности двигательного и сенсорного развития ребенка; устанавливается сформированность базовых учебных действий, речи, действий с предметами и их изображениями, игры, навыков самообслуживания; наличие контакта с детьми и взрослыми; особенности познавательной деятельности и др..

Итоги обследования отражаются в протоколах и обсуждаются командой специалистов при участии родителей (законных представителей) ребенка.

Проведенный экспертной группой образовательной организации анализ результатов психолого-педагогического обследования ребенка позволяет дать оценку состояния развития обучающегося и обозначить для него приоритетные образовательные области. Оценка представлена в описательной форме в виде характеристики, с учетом данных которой разрабатывается специальная индивидуальная программа развития.

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с

умственной отсталостью (п. 2.9.1 приложения ФГОС) структура СИПР

включает:

1. Общие сведения – персональные данные ребенка и его родителях.

2. Характеристика ребенка, составленная на основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.

3. Индивидуальный учебный план, отражающий доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливающий объем недельной нагрузки на обучающегося.

4. Актуальное содержание учебных предметов, коррекционных занятий

и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся) для образования конкретного обучающегося.

5. Условия реализации потребности в уходе (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур, передвижение) и в присмотре (при необходимости).

6. Внеурочная деятельность обучающегося – перечень возможных рабочих программ и мероприятий внеурочной деятельности, в реализации которых он принимает участие.

7. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.

8. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося, содержащая перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.

9. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Остановимся подробнее на содержании перечисленных выше структурных компонентах СИПР.

I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях, а также формулировку заключения ПМПК.

II. Характеристика ребенка представляет собой описательную оценку развития обучающегося. Она составляется в начале учебного года и корректируется по его окончанию на основе данных промежуточной аттестации результатов обучения ребенка (в конце учебного года).

Содержание характеристики отражает:

1) сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в

семье, отношение к ребенку);

2) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии

ребенка;

3) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка,

наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);

4) особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;

5) сформированность импрессивной и экспрессивной речи;

6)сформированность социально значимых навыков, умений: коммуникативные возможности (речь и общение), игровая деятельность, базовые учебные действия; математические представления; представления об окружающем мире; самообслуживание, предметно-практическая деятельность (действия с материалами, предметами, инструментами; бытовая, трудовая деятельность;

7) потребность в уходе и присмотре. Потребность в уходе при

самообслуживании: при одевании/раздевании, приеме пищи, лекарства, осуществлении гигиенических процедур. Потребность в присмотре с целью предотвращения опасных ситуаций для ребенка и окружающих: ухода за пределы школы, травмирования себя или других, порчи имущества и др..

8) выводы по итогам оценки для внесения в СИПР на следующий учебный год: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

III. Индивидуальный учебный план. ИУП отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки. При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов, включенных в ИУП, а также индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. ИУП детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, как правило, включают занятия коррекционной направленности. Для таких обучающихся учебная нагрузка формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП. У детей с менее выраженными интеллектуальными нарушениями больший объём учебной нагрузки распределится на предметные области. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в классе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также устанавливается ИУП и отражается в расписании занятий.

IV. Содержание образования на основе СИПР включает перечень конкретных образовательных задач, возможных результатов образования обучающегося, которые отобраны из содержательного раздела АООП: программ учебных предметов, коррекционных курсов и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), с учетом актуальности образовательных задач для данного конкретного обучающегося. Задачи образования формулируются в СИПР на один учебный год, затем пересматриваются с учетом оценки результатов освоения СИПР обучающимся. По результатам текущей и промежуточной аттестации экспертной группой вносятся изменения в СИПР. Одинаковые или близкие образовательные задачи по учебным предметам, включенные в СИПР отдельных обучающихся класса, позволяют объединять детей в классы.

V. При необходимости, когда формирование у обучающихся навыков самообслуживания, передвижения, контроля своего поведения оказывается невозможно или ограничено, в образовательной организации создаются условия реализации потребности в уходе и присмотре. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и/или присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств (варианты графиков ухода и присмотра можно увидеть в примерах СИПР на прилагаемом диске).

VI. Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др. Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в другие города, лагеря, походы и др.

VII. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР. Психолого-педагогическая работа с ребенком проводится разными специалистами. Согласно требованиям к кадрам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в реализации АООП участвует междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентный в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, который в состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку. В списке специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР, обычно учитель класса и/или предмета (музыки, физкультуры / адаптивной физкультуры, технологии и др.), учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.

VIII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.

Согласованные с родителями (законными представителями) мероприятия, направленные на поддержку и сопровождение семьи, заносятся в программу сотрудничества семьи и образовательной организации, которая становится составной частью СИПР.

IX. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР. В качестве примера возможных средств, которые могут быть включены в данный раздел СИПР:

 кресло-коляска, подъемник, душевая каталка, ортопедическое

кресло (мешок), вертикализатор;

 прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор,

планшет), электронная кнопка для привлечения внимания;

 игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы

материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре,

плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек,

вибромассажер;

 предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары,

бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для

сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления

(стаканчики одинаковой величины);

 средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления

для придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло;

 средства для развития двигательных функций: гимнастический мяч

большого диаметра, гамак, коврики, тренажеры типа «Мотомед» и др.;

 другой материал, предложенный в программах по учебным

предметам примерной АООП.

X. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга реализации СИПР участники экспертной группы оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе характеристики по итогам года и внесенных в нее изменений, произошедших в летний период, составляется СИПР на следующий учебный период. В конце первого полугодия по итогам мониторинга экспертной группой, в случае необходимости, могут быть внесены изменения в СИПР. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год. Разработанная экспертной группой СИПР, а также внесенные в нее изменения, принимаются педагогическим советом образовательной организации и утверждаются приказом руководителя.