Просмотр содержимого документа
«Урок 32. Питание и пищеварение»
Питание и пищеварение
Урок биологии человека – 8 класс
Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.
Актуализация знаний
- Для чего мы питаемся?
- Как организм использует питательные вещества?
- Как происходит пищеварение?
- Каково строение органов пищеварения?
- Что такое продукты питания и питательные вещества?
Питательные вещества:
- Жиры
- Вода
- Минеральные соли
Питательные вещества. Белки в пище:
Питательные вещества. Углеводы в пище:
Витамины:
Основные понятия:
- Пища — источник энергии и строительного материала.
- Питание - процесс поступления в организм питательных веществ.
- Пищеварение - процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическому и физическому изменению и всасывается в кровь или лимфу.
- Пищеварительная система - совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез.
Функции пищеварительной системы
Всасывающая
Механическая
Секреторная
Измельчение
пищи
Выработка ферментов,
пищеварительных соков,
слюны, желчи
Передвижение
пищи по пищева-
рительному тракту
Всасывание
питательных веществ
Выделение
отработанных
продуктов
- Пластический обмен - усвоение части питательных веществ, построение новых белков, жиров и углеводов.
- Энергетический обмен – поступление органических веществ, в молекулах которых содержится запас потенциальной химической энергии.
- В клетках организма животных и человека органические вещества подвергаются биологическому окислению, при котором освобождается энергия, необходимая для создания новых веществ, теплообразования, сокращения мышц, проведения нервных импульсов, для работы внутренних органов.
Органы пищеварения:
Пищеварительные железы
Пищеварительный канал
- Ротовая полость
- Глотка
- Пищевод
- Желудок
- Кишечник
- Слюнные железы
- Железы желудка
- Железы кишечника
- Поджелудочная железа
- Печень
Пищеварительный тракт
человека достигает в длину
8-12 м
Ротовая полость
Глотка
Пищевод
Желудок
Пищеварительные железы
Кишечник
Тонкий кишечник
Толстый кишечник
Аппендикс
Конечный отдел
Ротовая полость
В ротовой полости пища механически измельчается с помощью зубов, ощущается ее вкус и температура, формируется пищевой комок с помощью языка.
В ней располагаются зубы, язык и слюнные железы.
Слюнные железы
Слюнные железы через протоки выделяют свой секрет – слюну, и уже в ротовой полости происходит первичное расщепление пищи. Фермент слюны птиалин расщепляет крахмал до сахара.
Человек к 20 годам имеет в норме все 32 постоянных зуба (включая зубы мудрости). 25% людей вообще не имеют зубов мудрости.
4 x2 = 8
2 x2 = 4
4 x2 = 8
Закрепляем материал. Анимация стрелки. Что это такое?
6 x2 = 12
Итого=8+4+8+12=32
15
А) резцы – режут пищу
Б) клыки – разрывают пищу
В) малые коренные
Г) большие коренные
имеют 1 корень
перемалывают пищу,
могут иметь 2 – 3 корня
Строение зуба
Рецепторные зоны языка
Язык принимает участие
в пищеварительном
процессе
Глотка
- Глотка участвует в рефлекторном проглатывании пищи
Пищевод
– верхняя часть пищеварительного канала, представляет собой трубку длиной 25 см.
Верхняя часть трубки состоит из поперечно-полосатой, а нижняя – из гладкой мышечной ткани. Трубка выстлана плоским эпителием. Пищевод транспортирует пищу в полость желудка с помощью перистальтических сокращений.
Желудок
Желудок
- - расширенный отдел пищеварительного канала, стенки которого состоят из гладкой мышечной ткани, выстланы железистым эпителием.
- Емкость около 2 л (до 3 л).
- Выполняет функции:
- накопления, механической и химической обработки, эвакуации пищи в кишечник.
- Железы желудка выделяют желудочный сок.
Перемешивание пищи, пропитывание ее желудочным соком и продвижение в тонкую кишку осуществляется посредством сокращения мышц – стенок желудка.
Желудок
Стенка состоит из нескольких мышечных слоёв
1 мышечный слой;
2 мышечный слой;
3 мышечный слой.
Желудок
- Железы желудка вырабатывают желудочный сок
- Состав желудочного сока:
- Ферменты, расщепляющие белки
- Слизь, предохраняющая стенку от механических и химических повреждений
- Соляная кислота (HCl), обеззараживающая пищу
В 1 мм 2 слизистой оболочки содержится приблизительно 100 желез.
Пищеварительные железы
Печень – самая крупная железа пищеварительной системы, имеет массу 1,5 кг, вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник во время пищеварения. Поджелудочная железа (масса 60-100 г, длина 15-20 см) так же выделяет ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы и вырабатывает гормон инсулин.
Тонкий кишечник
– самая длинная часть пищеварительной системы. Здесь происходит окончательное переваривание и всасывание питательных веществ.
Длина около 4,5-5,0 м
Толстый кишечник
имеет длину 1,5 м, вырабатывает слизь, содержит бактерии, расщепляющие клетчатку. В начале толстая кишка образует мешкообразное выпячивание – слепую кишку, от которой книзу отходит червеообразный отросток – аппендикс .
Аппендикс – небольшой орган 8–15 см длины, является недоразвитым концом слепой кишки.
Ответьте на вопросы:
- Что такое пищеварение? Чем отличается процесс питания от пищеварения?
- Какие органы участвуют в пищеварении?
- Что такое пищеварительные ферменты?
- Почему отсутствие пищи в течение нескольких недель приводит к смерти?
- В чём же заключается значение пищи? Почему человек не может без неё существовать?
- Из чего должна состоять пища и почему?
Это интересно!
- За свою жизнь человек в среднем съедает 10 тыс. яиц, 5 тыс. буханок хлеба, 100 мешков картофеля, 3 быков, 2 баранов, случайно 70 насекомых. Женщины - около 4 кг губной помады. Как вы думаете, хорошо ли это?
Разделите продукты на 2 группы: полезные и неполезные. Ответ обоснуйте.
- Рыба, «Пепси», кефир, «Фанта», чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торт, «Сникерс», морковь, кириешки, карамель, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб.
Разделите продукты на 2 группы: полезные и неполезные. Ответ обоснуйте.
- рыба,
- кефир,
- геркулес,
- подсолнечное масло,
- морковь,
- капуста,
- яблоки,
- груши,
- хлеб.
- «Пепси»,
- «Фанта»,
- чипсы,
- жирное мясо,
- торт,
- «Сникерс»,
- шоколадные конфеты,
- кириешки,
- карамель.
Вывод:
- 1. Пища – источник энергии и строительного материала в организме.
- 2. Пищеварение происходит в специализированных органах, где происходит не только механическая, но и химическая обработка пищи.
- 3. Важно придерживаться принципов правильного питания, чтобы пища приносила больше пользы здоровью.
Домашнее задание:
- Прочитать параграф 30.
- Подготовить сообщение о пищеварительной системе, ферментах, правилах правильного питания и другой информации, которая вас заинтересует по разделу «Пищеварение».
Всего доброго!