СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 32. Питание и пищеварение

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представления об органах пищеварения

Просмотр содержимого документа
«Урок 32. Питание и пищеварение»

Питание и пищеварение Урок биологии человека – 8 класс Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Питание и пищеварение

Урок биологии человека – 8 класс

Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Актуализация знаний Для чего мы питаемся? Как организм использует питательные вещества? Как происходит пищеварение? Каково строение органов пищеварения? Что такое продукты питания и питательные вещества?

Актуализация знаний

  • Для чего мы питаемся?
  • Как организм использует питательные вещества?
  • Как происходит пищеварение?
  • Каково строение органов пищеварения?
  • Что такое продукты питания и питательные вещества?
Питательные вещества: Жиры Вода Минеральные соли

Питательные вещества:

  • Жиры
  • Вода
  • Минеральные соли
Питательные вещества.  Белки в пище:

Питательные вещества. Белки в пище:

Питательные вещества.  Углеводы в пище:

Питательные вещества. Углеводы в пище:

Витамины:

Витамины:

Основные понятия: Пища — источник энергии и строительного материала. Питание - процесс поступления в организм питательных веществ. Пищеварение - процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическому и физическому изменению и всасывается в кровь или лимфу. Пищеварительная система - совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез.

Основные понятия:

  • Пища — источник энергии и строительного материала.
  • Питание - процесс поступления в организм питательных веществ.
  • Пищеварение - процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическому и физическому изменению и всасывается в кровь или лимфу.
  • Пищеварительная система - совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез.

Функции пищеварительной системы Всасывающая Механическая Секреторная Измельчение  пищи Выработка ферментов, пищеварительных соков, слюны, желчи  Передвижение пищи по пищева- рительному тракту  Всасывание питательных веществ Выделение отработанных продуктов

Функции пищеварительной системы

Всасывающая

Механическая

Секреторная

Измельчение

пищи

Выработка ферментов,

пищеварительных соков,

слюны, желчи

Передвижение

пищи по пищева-

рительному тракту

Всасывание

питательных веществ

Выделение

отработанных

продуктов

Пластический обмен - усвоение части питательных веществ, построение новых белков, жиров и углеводов. Энергетический обмен – поступление органических веществ, в молекулах которых содержится запас потенциальной химической энергии. В клетках организма животных и человека органические вещества подвергаются биологическому окислению, при котором освобождается энергия, необходимая для создания новых веществ, теплообразования, сокращения мышц, проведения нервных импульсов, для работы внутренних органов.
  • Пластический обмен - усвоение части питательных веществ, построение новых белков, жиров и углеводов.
  • Энергетический обмен – поступление органических веществ, в молекулах которых содержится запас потенциальной химической энергии.
  • В клетках организма животных и человека органические вещества подвергаются биологическому окислению, при котором освобождается энергия, необходимая для создания новых веществ, теплообразования, сокращения мышц, проведения нервных импульсов, для работы внутренних органов.
Органы пищеварения: Пищеварительные железы Пищеварительный канал Ротовая полость Глотка Пищевод Желудок Кишечник Слюнные железы Железы желудка Железы кишечника Поджелудочная железа Печень

Органы пищеварения:

Пищеварительные железы

Пищеварительный канал

  • Ротовая полость
  • Глотка
  • Пищевод
  • Желудок
  • Кишечник
  • Слюнные железы
  • Железы желудка
  • Железы кишечника
  • Поджелудочная железа
  • Печень

Пищеварительный тракт человека достигает в длину  8-12 м Ротовая полость Глотка Пищевод Желудок Пищеварительные железы Кишечник Тонкий кишечник Толстый кишечник Аппендикс Конечный отдел

Пищеварительный тракт

человека достигает в длину

8-12 м

Ротовая полость

Глотка

Пищевод

Желудок

Пищеварительные железы

Кишечник

Тонкий кишечник

Толстый кишечник

Аппендикс

Конечный отдел

Ротовая полость В ротовой полости пища механически измельчается с помощью зубов, ощущается ее вкус и температура, формируется пищевой комок с помощью языка. В ней располагаются зубы, язык и слюнные железы.

Ротовая полость

В ротовой полости пища механически измельчается с помощью зубов, ощущается ее вкус и температура, формируется пищевой комок с помощью языка.

В ней располагаются зубы, язык и слюнные железы.

Слюнные железы Слюнные железы через протоки выделяют свой секрет – слюну, и уже в ротовой полости происходит первичное расщепление пищи. Фермент слюны птиалин расщепляет крахмал до сахара.

Слюнные железы

Слюнные железы через протоки выделяют свой секрет – слюну, и уже в ротовой полости происходит первичное расщепление пищи. Фермент слюны птиалин расщепляет крахмал до сахара.

Человек к 20 годам имеет в норме все 32 постоянных зуба (включая зубы мудрости). 25% людей вообще не имеют зубов мудрости. 4 x2 = 8 2 x2 = 4 4 x2 = 8 Закрепляем материал. Анимация стрелки. Что это такое? 6 x2 = 12 Итого=8+4+8+12=32 15

Человек к 20 годам имеет в норме все 32 постоянных зуба (включая зубы мудрости). 25% людей вообще не имеют зубов мудрости.

4 x2 = 8

2 x2 = 4

4 x2 = 8

Закрепляем материал. Анимация стрелки. Что это такое?

6 x2 = 12

Итого=8+4+8+12=32

15

А) резцы – режут пищу Б) клыки – разрывают пищу В) малые коренные Г) большие коренные  имеют 1 корень перемалывают пищу, могут иметь 2 – 3 корня

А) резцы – режут пищу

Б) клыки – разрывают пищу

В) малые коренные

Г) большие коренные

имеют 1 корень

перемалывают пищу,

могут иметь 2 – 3 корня

Строение зуба

Строение зуба

Рецепторные зоны языка Язык принимает участие в пищеварительном процессе

Рецепторные зоны языка

Язык принимает участие

в пищеварительном

процессе

Глотка Глотка участвует в рефлекторном проглатывании пищи

Глотка

  • Глотка участвует в рефлекторном проглатывании пищи

Пищевод  – верхняя часть пищеварительного канала, представляет собой трубку длиной 25 см. Верхняя часть трубки состоит из поперечно-полосатой, а нижняя – из гладкой мышечной ткани. Трубка выстлана плоским эпителием. Пищевод транспортирует пищу в полость желудка с помощью перистальтических сокращений.

Пищевод

верхняя часть пищеварительного канала, представляет собой трубку длиной 25 см.

Верхняя часть трубки состоит из поперечно-полосатой, а нижняя – из гладкой мышечной ткани. Трубка выстлана плоским эпителием. Пищевод транспортирует пищу в полость желудка с помощью перистальтических сокращений.

Желудок Желудок - расширенный отдел пищеварительного канала, стенки которого состоят из гладкой мышечной ткани, выстланы железистым эпителием. Емкость около 2 л (до 3 л). Выполняет функции: накопления, механической и химической обработки, эвакуации пищи в кишечник. Железы желудка выделяют желудочный сок.

Желудок

Желудок

  • - расширенный отдел пищеварительного канала, стенки которого состоят из гладкой мышечной ткани, выстланы железистым эпителием.
  • Емкость около 2 л (до 3 л).
  • Выполняет функции:
  • накопления, механической и химической обработки, эвакуации пищи в кишечник.
  • Железы желудка выделяют желудочный сок.
Перемешивание пищи, пропитывание ее желудочным соком и продвижение в тонкую кишку осуществляется посредством сокращения мышц – стенок желудка. Желудок Стенка состоит из нескольких мышечных слоёв 1 мышечный слой; 2 мышечный слой; 3 мышечный слой.

Перемешивание пищи, пропитывание ее желудочным соком и продвижение в тонкую кишку осуществляется посредством сокращения мышц – стенок желудка.

Желудок

Стенка состоит из нескольких мышечных слоёв

1 мышечный слой;

2 мышечный слой;

3 мышечный слой.

Желудок Железы желудка вырабатывают желудочный сок Состав желудочного сока: Ферменты, расщепляющие белки Слизь, предохраняющая стенку от механических и химических повреждений Соляная кислота (HCl), обеззараживающая пищу  В 1 мм 2 слизистой оболочки содержится приблизительно 100 желез.

Желудок

  • Железы желудка вырабатывают желудочный сок
  • Состав желудочного сока:
  • Ферменты, расщепляющие белки
  • Слизь, предохраняющая стенку от механических и химических повреждений
  • Соляная кислота (HCl), обеззараживающая пищу

В 1 мм 2 слизистой оболочки содержится приблизительно 100 желез.

Пищеварительные железы Печень – самая крупная железа пищеварительной системы, имеет массу 1,5 кг, вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник во время пищеварения. Поджелудочная железа (масса 60-100 г, длина 15-20 см) так же выделяет ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы и вырабатывает гормон инсулин.

Пищеварительные железы

Печень – самая крупная железа пищеварительной системы, имеет массу 1,5 кг, вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник во время пищеварения. Поджелудочная железа (масса 60-100 г, длина 15-20 см) так же выделяет ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы и вырабатывает гормон инсулин.

Тонкий кишечник – самая длинная часть пищеварительной системы. Здесь происходит окончательное переваривание и всасывание питательных веществ. Длина около 4,5-5,0 м

Тонкий кишечник

самая длинная часть пищеварительной системы. Здесь происходит окончательное переваривание и всасывание питательных веществ.

Длина около 4,5-5,0 м

Толстый кишечник имеет длину 1,5 м, вырабатывает слизь, содержит бактерии, расщепляющие клетчатку. В начале толстая кишка образует мешкообразное выпячивание – слепую кишку, от которой книзу отходит червеообразный отросток – аппендикс . Аппендикс – небольшой орган 8–15 см длины, является недоразвитым концом слепой кишки.

Толстый кишечник

имеет длину 1,5 м, вырабатывает слизь, содержит бактерии, расщепляющие клетчатку. В начале толстая кишка образует мешкообразное выпячивание – слепую кишку, от которой книзу отходит червеообразный отросток – аппендикс .

Аппендикс – небольшой орган 8–15 см длины, является недоразвитым концом слепой кишки.

Ответьте на вопросы: Что такое пищеварение? Чем отличается процесс питания от пищеварения? Какие органы участвуют в пищеварении? Что такое пищеварительные ферменты? Почему отсутствие пищи в течение нескольких недель приводит к смерти? В чём же заключается значение пищи? Почему человек не может без неё существовать? Из чего должна состоять пища и почему?

Ответьте на вопросы:

  • Что такое пищеварение? Чем отличается процесс питания от пищеварения?
  • Какие органы участвуют в пищеварении?
  • Что такое пищеварительные ферменты?
  • Почему отсутствие пищи в течение нескольких недель приводит к смерти?
  • В чём же заключается значение пищи? Почему человек не может без неё существовать?
  • Из чего должна состоять пища и почему?
Это интересно! За свою жизнь человек в среднем съедает 10 тыс. яиц, 5 тыс. буханок хлеба, 100 мешков картофеля, 3 быков, 2 баранов, случайно 70 насекомых. Женщины - около 4 кг губной помады. Как вы думаете, хорошо ли это?

Это интересно!

  • За свою жизнь человек в среднем съедает 10 тыс. яиц, 5 тыс. буханок хлеба, 100 мешков картофеля, 3 быков, 2 баранов, случайно 70 насекомых. Женщины - около 4 кг губной помады. Как вы думаете, хорошо ли это?

Разделите продукты на 2 группы: полезные и неполезные. Ответ обоснуйте. Рыба, «Пепси», кефир, «Фанта», чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торт, «Сникерс», морковь, кириешки, карамель, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб.

Разделите продукты на 2 группы: полезные и неполезные. Ответ обоснуйте.

  • Рыба, «Пепси», кефир, «Фанта», чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торт, «Сникерс», морковь, кириешки, карамель, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб.

Разделите продукты на 2 группы: полезные и неполезные. Ответ обоснуйте. Полезные: рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, капуста, яблоки, груши, хлеб. Неполезные: «Пепси», «Фанта», чипсы, жирное мясо, торт, «Сникерс», шоколадные конфеты, кириешки, карамель.

Разделите продукты на 2 группы: полезные и неполезные. Ответ обоснуйте.

  • Полезные:
  • рыба,
  • кефир,
  • геркулес,
  • подсолнечное масло,
  • морковь,
  • капуста,
  • яблоки,
  • груши,
  • хлеб.
  • Неполезные:
  • «Пепси»,
  • «Фанта»,
  • чипсы,
  • жирное мясо,
  • торт,
  • «Сникерс»,
  • шоколадные конфеты,
  • кириешки,
  • карамель.
Вывод: 1.  Пища – источник энергии и строительного материала в организме. 2.  Пищеварение происходит в специализированных органах, где происходит не только механическая, но и химическая обработка пищи. 3.  Важно придерживаться принципов правильного питания, чтобы пища приносила больше пользы здоровью.

Вывод:

  • 1. Пища – источник энергии и строительного материала в организме.
  • 2. Пищеварение происходит в специализированных органах, где происходит не только механическая, но и химическая обработка пищи.
  • 3. Важно придерживаться принципов правильного питания, чтобы пища приносила больше пользы здоровью.

Домашнее задание: Прочитать параграф 30. Подготовить сообщение о пищеварительной системе, ферментах, правилах правильного питания и другой информации, которая вас заинтересует по разделу «Пищеварение».

Домашнее задание:

  • Прочитать параграф 30.
  • Подготовить сообщение о пищеварительной системе, ферментах, правилах правильного питания и другой информации, которая вас заинтересует по разделу «Пищеварение».
Всего доброго!

Всего доброго!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!