План–конспект урока по литературному чтению во 2 классе В. Осеева «Волшебное слово». Вежливые слова
Автор: Филиппова Татьяна Юрьевна МАОУ «Пономаревская СОШ» Пономаревского района
Направление: начальная школа
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 класс
Тема: В. Осеева «Волшебное слово». Вежливые слова.
Цели:
- расширить знания учащихся о творчестве В. Осеевой;
- познакомить учащихся с произведением В. Осеевой «Волшебное слово»
- отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения, передавая настроение с помощью интонации;
- развивать умение работать с текстом, анализировать литературное произведение;
- продолжать формировать навыки сотрудничества в группе, строить
аргументированное высказывание;
- развивать устную речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать, творчески мыслить;
- воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим;
- воспитывать интерес к творчеству писателя.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 часть под редакцией Л. Климановой, 2 класс; портрет писателя, иллюстрация к рассказу, выставка книг В. Осеевой, раздаточный материал, “Толковый словарь” В.И.Даля.
Используемые технологии: технология развития критического мышления, технология сотрудничества (организация работы в группах).
Методы работы: прогнозирование, дерево предсказаний, метод «Корзина идей», методика «Корректурная проба», работа с анаграммами, объяснительно-иллюстративный метод.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Тип урока: комбинированный.
Формирование УУД в процессе обучения:
Личностные УУД: привитие нравственных ценностей (вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим, уважение к старшим)
Познавательные УУД: воспринимать, понимать и анализировать художественный текст, выделять в нем основную мысль , учиться находить самостоятельно необходимую информацию в учебной и справочной книге, сравнивать её и анализировать.
Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока, планировать последовательность своих действий в соответствии с учебной задачей, понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысливать правила взаимодействия в паре и группе, учиться принимать чужое мнение, принимать участие в обсуждении, грамотно формулировать вопросы, выражать своё мнение в устной форме.
Ход урока
Организационный момент.
-Доброе утро! Мы начинаем урок литературного чтения. Сегодня нас ожидает много интересной работы. Мы будем рассуждать , делать выводы.
- Я надеюсь, что сегодня на уроке Вы будете моими помощниками, умными собеседниками и внимательными слушателями.
-Чего бы вы хотели пожелать себе на уроке? (ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ)
-ЗНАКОМСТВА С ИНТЕРЕСНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
-ХОРОШО ЧИТАТЬ
-ДАВАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
ВЫЖНО ЛИ НАСТРОЕНИЕ ПРИ РАБОТЕ?
2 ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
Мы все научились когда-то ХОДИТЬ, РИСОВАТЬ, ГОВОРИТЬ
ДАВАЙТЕ-КА ВСПОМНИМ РЕБЯТА, КАК ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ
2.Игра «Доскажи вежливое слово»
Кто знает ответ – поднимает руку.
ВСТРЕЧАЯ ДРУЗЕЙ И ЗНАКОМЫХ
С УЛЫБКОЙ В ГЛАЗА ИМ ГЛЯЖУ,
БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ ОЧЕНЬ ЛЕГКО МНЕ
Я (ЗДРАВСТВУЙТЕ) ИМ ГОВОРЮ
ПРИДУМАЛОСЬ КЕМ-ТО КРАСИВО-
ЗА ПОМОЩЬ ПОБЛАГОДАРИТЬ.
ОБЫЧНОЕ СЛОВО ь (СПАСИБО)
НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ ГОВОРИТЬ.
ПРОЩАЯСЬ МЫ ВСЕ
(ДОСВИДАНИЯ) ВСЕГДА ГОВОРИМ.
(ПОЖАЛУЙСТА) – ЕСЛИ ЖЕЛАНИЕ
ИЛЬ ПРОСЬБУ ИСПОЛНИТЬ ХОТИМ.
КАК МНОГО НА СВЕТЕ ПОЛЕЗНЫХ
КРАСИВЫХ И ЛАСКОВЫХ СЛОВ
ПОЖАЛУЙСТА, ТОЛЬКО БУДЬ ВЕЖЛИВ,
ВЕДЬ ЭТО ОСНОВА ОСНОВ
А ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ ОЧЕНЬ ПРОСТО
БУДБ ДОБРЫМ, ОБЫЧНЫЙ СОВЕТ
НЕ ВАЖНО КАКОГО ТЫ РОСТА
И,СКОЛЬКО ТЕБЕ УЖЕ ЛЕТ.
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…(Добрый день)
Друг другу на прощание
Мы скажем…(До свидания)
До чего ж оно красиво
Слово доброе…(Спасибо).
Когда виноваты, сказать спешите
Прошу вас, пожалуйста - (Извините).
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(Спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(Добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(Здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(Простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(До свидания).
-Давайте прочтем еще раз слова, которые Вы досказали.
-Вы, употребляете в своей речи эти слова?
-Какие это слова? Можно -ли их как -то назвать? (НЕОБЫЧНЫЕ, ДОБРЫЕ,ВОЛШЕБНЫЕ)
Спасибо с улыбкой сказать так несложно,
Но нет его в мире порою дороже!
***
Утром улыбку я маме дарю.
Доброе утро! — всегда говорю.
***
«Здравствуйте» — это волшебное слово
Людям дарите снова и снова!
***
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
***
«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
***
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
(На доске крепятся вежливые слова как лепестки цветка)
- Можно ли эту группу слов назвать волшебными?
III. Сообщение темы и постановка целей урока
1.Прогнозирование
-Что написано в серединке цветка?
(Волшебное слово помочь всегда готово.)
- НА УРОКЕ БУДЕМ ГОВОРИТЬ О ДОБРЫХ СЛОВАХ, КРАСИВЫХ СЛОВАХ,КОТОРЫЕ ПОДНИМАЮТ НАСТРОЕНИЕ, ДЕЛАЮТ НАС ДОБРЫМИ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ ДРУГ К ДРУГУ.
В ЭТОМ МЫ УБЕДИМСЯ, ПОЗНАКОМИВШИСЬ С ОДНИМ ИНТЕРЕСНЫМ РАССКАЗОМ ВАЛЕНТИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ОСЕЕВОЙ «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО»
ЦЕЛЬ НАШЕГО УРОКА-ГОВОРИТЬ О «ВОЛШЕБНЫХ» СЛОВАХ., КАК ОНИ ДЕЙСТВУЮТ НА ЛЮДЕЙ. В РАССКАЗЕ ОСЕЕВОЙ ВЫ УЗНАЕТЕ , КАКОЕ ЖЕ СЛОВО СТАЛО ГЛАВНЫМ.
Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы Валентина мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но закончить его не удалось, так как семья Осеевых переехала в Москву. Придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Она выбрала профессию педагога – воспитателя и работала в детских домах и колониях для обездоленных детей.
2 группа
На досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Так Осеева стремилась сделать детство этих ребят более радостным и научить их хорошим поступкам. Именно по требованию своих воспитанников Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». Ее первая книга - «Рыжий кот»
3 группа
Поучительные произведения Валентины учат приходить на помощь близким, уважительно относиться к людям, быть отзывчивым, добрым, честным, вежливым. За свое творчество Валентина Осеева награждена медалью и государственной премией.
- Обратите внимание на выставку книг. Можно ли по обложкам догадаться, о чём они?
- Я предлагаю составить план нашей работы над произведением В. Осеевой
« Волшебное слово» (запись на слайде):
Прочитать рассказ В. Осеевой « Волшебное слово»
Дать характеристику главному герою произведения
Узнать, о каком волшебном слове говорит В. Осеева
Определить главную мысль рассказа
IV. Работа по теме урока
1.Словарная работа
Работают со словарём В.И. Даля:
В рассказе Валентины Осеевой могут встретиться трудные слова, значение которых возможно знакомо не всем. Для их разъяснения наши эксперты обратились к толковому словарю В.И.Даля:
Волшебник – «В сказках: колдун, чародей. Добрый. Человек, очаровывающий других».
Буркнул - говорил ворчливо, невнятно
Засопел - тяжело дышал, издавал носом свистящие звуки
Робко – боязливо и несмело
Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.
Стряпала - готовила пищу.
Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.
2.Чтение рассказа по частям с остановками
- СЕЙЧАС МЫ ПРОСЛУШАЕМ РАССКАЗ , А ПРОЧИТАЕТ ЕГО НАМ НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР НИКОЛАЙ ЛИТВИНОВ. ПОСМОТРИТЕ НА ПОРТРЕТ (СЛАЙД). ,ГОЛОС НИКОЛАЯ ЛИТВИНОВА ЗНАЛИ ВСЕ ЖИТЕЛИ СССР, ОСОБЕННО ДЕТИ, ПОТОМУ, ЧТО ОН МНОГО РАБОТАЛНА РАДИО, ГДЕ ВЕЛ ПЕРЕДАЧУ «РАДИО НЯНЯ». ЧИТАЛ ДЛЯДЕТЕЙ СКАЗКИ, РАССКАЗЫ, РАБОТАЛ В РАДИО- СПЕККТАКЛЯХ, СНИМАЛСЯ В КИНО.
3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА
- ПОДНИМИТЕ РУКИ, КОМУ ПОНРАВИЛСЯ РАССКАЗ?
-А КОМУ ПОНРАВИЛОСЬ , КАК ПРОЧИТАЛ НИКОЛАЙ ЛИТВИНОВ?
-НАЗОВИТЕ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ РАССКАЗА(ПЕРЕЧИСЛЯЮТ- КАРТИНКИ)
-ПОНРАВИЛСЯ ВАМ ПАВЛИК В НАЧАЛЕ РАССКАЗА? ПОЧЕМУ? ПРОЧИТАЙТЕ (КАРТИНКА)
-КАК ПАВЛИК ВЕЛ СЕБЯ С БЛИЗКИМИ ЕМУ ЛЮДЬМИ? (ПРОЧИТАЙТЕ)
-А В КОНЦЕ?ПРОЧИТАЙТЕ
-ЧТО ИЗМЕНИЛО ЕГО И КТО ? ЧТО ОН ЕМУ ПОВЕДАЛ? СРАЗУ ПАВЛИК ПОВЕРИЛ СТАРИКУ? (ТАЙНУ ДОБРОГО СЛОВА)
-ЧТО ЗАСТАВИЛО ГЕРОЕВ ИЗМЕНИТЬСЯ?
-ПОЧЕМУ ВСЕ ГЕРОИ РАССКА ВДРУГ СТАЛИ ВЫПОЛНЯТЬ ВСЕ ЖЕЛАНИЯ ПАВЛИКА? (волшебное слово изменило Павлика, научило его думать о других людях, БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ С НИМИ)
-НАПОМНИТЕ МНЕ, КАК НАДО ПРОИЗНОСИТЬ ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО?
-ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ПОИГРАТЬ И РОЛИ ГЕРОЕВ РАЗОБРАТЬ
(УЧИТЕЛЬ РАЗДАЕТ УЧЕНИКАМ РАСПЕЧАТАННЫЕ СЛОВА ГЕРОЕВ)
УЧИТЕЛЬ-АВТОР
УЧЕНИКИ-АРТИСТЫ
VI. Рефлексия
- Что творят герои в рассказе В.Осеевой?(ДОБРые дела, доброе отношение друг к другу)
-Как вы думаете, что является самым ценным в человеке? (Доброе сердце и доброе дело)
- Чуму учит нас рассказ Осеевой?
VII. Домашнее задание
- А домашнее задание вы выберите сами:
- Выразительно прочитайте рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» своим родителям и узнайте их мнение об этом произведении.
-Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся сюжету и перескажите его.
VIII. Итог урока.
- Давайте вернемся к нашему плану работы. Мы выполнили все задания?
- Какое волшебное слово выучил Павлик? С какой интонацией его надо произносить? Произнесите так, как велел старик.
Чтение на доске:
Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтоб относились к тебе.
СПАСИБО ЗА УРОК