СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»

 «Крутим, барабан времени»    С. Маршак  « И поступь, и голос у времени тише... »,   М. Шагал  « Часы с синим крылом »   ПОДГОТОВИЛА Учитель начальных классов МУРАТОВА. Т, В,

«Крутим, барабан времени» С. Маршак « И поступь, и голос у времени тише... », М. Шагал « Часы с синим крылом »

ПОДГОТОВИЛА

Учитель начальных классов

МУРАТОВА. Т, В,

Знакомство с учебником  - Рассмотрите внимательно обложку учебника. Может вы кого - то узнали? - Назовите знакомых героев

Знакомство с учебником

- Рассмотрите внимательно обложку учебника.

  • Может вы кого - то узнали?
  • - Назовите знакомых героев
Условные обозначения 4 класс

Условные обозначения

4 класс

А время гонит лошадей…  А.С. Пушкин  Одним из ранних философских стихотворений, посвященных вопросам смысла жизни, ценности человеческого существования, является стихотворение «Телега жизни» (1823). Это произведение имеет интересную форму. Поэт сравнивает жизнь каждого человека поездке на телеге. Поэтому стихотворение носит иносказательный смысл, поездка на телеге здесь становится символом жизненного пути человека.

А время гонит лошадей… А.С. Пушкин

Одним из ранних философских стихотворений, посвященных вопросам смысла жизни, ценности человеческого существования, является стихотворение «Телега жизни» (1823).

Это произведение имеет интересную форму. Поэт сравнивает жизнь каждого человека поездке на телеге. Поэтому стихотворение носит иносказательный смысл, поездка на телеге здесь становится символом жизненного пути человека.

 Диалог со временем  Родился в Воронеже, в семье техника-мастера, служившего на мыловаренных заводах. Основной адресат стихов Маршака – дети. Поэт великолепно понимал особенности их психологии и умел вести весьма непринужденный разговор с ними («Мяч», «Праздник леса», «От одного до десяти», «Круглый год», «Как рубанок сделал рубанок» и др.). Он делал остроумные жанровые открытия, подобные поэтической энциклопедии «Веселое путешествие от А до Я» (1953).  Немало внимания уделял Маршак стилизациям сказочных народных сюжетов: он написал пьесы «Теремок», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», не раз привлекавшие внимание и театральных деятелей, и кино-мультипликаторов.

Диалог со временем

Родился в Воронеже, в семье техника-мастера, служившего на мыловаренных заводах.

Основной адресат стихов Маршака – дети. Поэт великолепно понимал особенности их психологии и умел вести весьма непринужденный разговор с ними («Мяч», «Праздник леса», «От одного до десяти», «Круглый год», «Как рубанок сделал рубанок» и др.).

Он делал остроумные жанровые открытия, подобные поэтической энциклопедии «Веселое путешествие от А до Я» (1953).

Немало внимания уделял Маршак стилизациям сказочных народных сюжетов: он написал пьесы «Теремок», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», не раз привлекавшие внимание и театральных деятелей, и кино-мультипликаторов.

Воробьи по проводам Воробьи по проводам Скачут и хохочут. Верно, строчки телеграмм Ножки им щекочут.  С.Я. Маршак

Воробьи по проводам

Воробьи по проводам

Скачут и хохочут.

Верно, строчки телеграмм

Ножки им щекочут.

С.Я. Маршак

Что такое эпитет? Эпитет — это образное определение предмета или действия, выраженное преимущественно прилагательным.  Примеры эпитетов: бархатная  кожа,  хрустальный  звон.

Что такое эпитет?

  • Эпитет — это образное определение предмета или действия, выраженное преимущественно прилагательным.
  • Примеры эпитетов: бархатная  кожа,  хрустальный  звон.
Ищем эпитеты!  И поступь и голос у времени тише  Всех шорохов, всех голосов.  Шуршат и работают тайно, как мыши,  Колесики наших часов.   Лукавое время играет в минутки,  Не требуя крупных монет.  Глядишь, - на счету его круглые  сутки,  И месяц, и семьдесят лет.   Секундная стрелка бежит что есть мочи  Путем неуклонным своим.  Так поезд несется просторами ночи,  Пока мы за шторами спим. 

Ищем эпитеты!

И поступь и голос у времени тише Всех шорохов, всех голосов. Шуршат и работают тайно, как мыши, Колесики наших часов. Лукавое время играет в минутки, Не требуя крупных монет. Глядишь, - на счету его круглые сутки, И месяц, и семьдесят лет. Секундная стрелка бежит что есть мочи Путем неуклонным своим. Так поезд несется просторами ночи, Пока мы за шторами спим. 

Что такое олицетворение? Олицетворение – это перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных. Примеры олицетворения:  Что, дремучий лес,  Призадумался,   Грустью  тёмною   Затуманился?

Что такое олицетворение?

  • Олицетворение – это перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных.
  • Примеры олицетворения:

Что, дремучий лес,

Призадумался,  Грустью  тёмною  Затуманился?

Ищем олицетворения!  И поступь и голос у времени тише  Всех шорохов, всех голосов.  Шуршат и работают тайно, как мыши,  Колесики наших часов.   Лукавое время  играет  в минутки,  Не требуя крупных монет.  Глядишь, - на счету его круглые сутки,  И месяц, и семьдесят лет.   Секундная стрелка бежит что есть мочи  Путем неуклонным своим.  Так поезд несется просторами ночи,  Пока мы за шторами спим. 

Ищем олицетворения!

И поступь и голос у времени тише Всех шорохов, всех голосов. Шуршат и работают тайно, как мыши, Колесики наших часов. Лукавое время играет в минутки, Не требуя крупных монет. Глядишь, - на счету его круглые сутки, И месяц, и семьдесят лет. Секундная стрелка бежит что есть мочи Путем неуклонным своим. Так поезд несется просторами ночи, Пока мы за шторами спим. 

Что подразумевает сравнение? Сравнение —определенные, наиболее характерные для предмета свойства раскрываются через аналогичные качества другого предмета. Также неодушевлённые предметы, как правило, сравниваются с одушевлёнными . Пример сравнения:  то жизнь моя пропела – провыла –  Прогудела -  как осенний прибой  –  И проплакала сама над собой.  (М.Цветаева)

Что подразумевает сравнение?

  • Сравнение —определенные, наиболее характерные для предмета свойства раскрываются через аналогичные качества другого предмета. Также неодушевлённые предметы, как правило, сравниваются с одушевлёнными .
  • Пример сравнения:

то жизнь моя пропела – провыла –

Прогудела -  как осенний прибой  –

И проплакала сама над собой.

(М.Цветаева)

Ищем сравнения!  И поступь и голос у времени тише  Всех шорохов, всех голосов.  Шуршат и работают тайно, как мыши,  Колесики  наших часов.   Лукавое время играет в минутки,  Не требуя крупных монет.  Глядишь, - на счету его круглые сутки,  И месяц, и семьдесят лет.   Секундная стрелка бежит что есть мочи  Путем неуклонным своим.  Так поезд несется просторами ночи,  Пока мы за шторами спим. 

Ищем сравнения!

И поступь и голос у времени тише Всех шорохов, всех голосов. Шуршат и работают тайно, как мыши, Колесики наших часов. Лукавое время играет в минутки, Не требуя крупных монет. Глядишь, - на счету его круглые сутки, И месяц, и семьдесят лет. Секундная стрелка бежит что есть мочи Путем неуклонным своим. Так поезд несется просторами ночи, Пока мы за шторами спим. 

Что такое аллитерация?  Аллитерация (звукопись) – это повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

Что такое аллитерация?

  • Аллитерация (звукопись) – это повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
 В первой строфе повторяются звуки (с), (в), (т), (ш ).  И по ст упь и голо с у времени т и ш е  Вс ех ш орохо в ,  в сех голосо в .  Ш ур ш а т и рабо т аю т  т айно, как мы ш и,  Коле с ики на ш их ча с о в .   Лукавое время играет в минутки,  Не требуя крупных монет.  Глядишь, - на счету его круглые сутки,  И месяц, и семьдесят лет.   Секундная стрелка бежит что есть мочи  Путем неуклонным своим.  Так поезд несется просторами ночи,  Пока мы за шторами спим. 

В первой строфе повторяются звуки (с), (в), (т), (ш ).

И по ст упь и голо с у времени т и ш е Вс ех ш орохо в , в сех голосо в . Ш ур ш а т и рабо т аю т т айно, как мы ш и, Коле с ики на ш их ча с о в . Лукавое время играет в минутки, Не требуя крупных монет. Глядишь, - на счету его круглые сутки, И месяц, и семьдесят лет. Секундная стрелка бежит что есть мочи Путем неуклонным своим. Так поезд несется просторами ночи, Пока мы за шторами спим. 

Физкультминутка про часы Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт  (Наклоны влево - вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка.  (Дети садятся в глубокий присед, поднимают руки над головой в виде крыши) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью,  (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга.  (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой.  (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут,  (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают.  (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Физкультминутка про часы

  • Тик-так, тик-так,
  • В доме кто умеет так?
  • Это маятник в часах,
  • Отбивает каждый такт  (Наклоны влево - вправо.)
  • А в часах сидит кукушка,
  • У неё своя избушка.  (Дети садятся в глубокий присед, поднимают руки над головой в виде крыши)
  • Прокукует птичка время,
  • Снова спрячется за дверью,  (Приседания.)
  • Стрелки движутся по кругу.
  • Не касаются друг друга.  (Вращение туловищем вправо.)
  • Повернёмся мы с тобой
  • Против стрелки часовой.  (Вращение туловищем влево.)
  • А часы идут, идут,  (Ходьба на месте.)
  • Иногда вдруг отстают.  (Замедление темпа ходьбы.)
  • А бывает, что спешат,
  • Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
  • Если их не заведут,
  • То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Картинная галерея  Шагал родился в Белоруссии, в городе Витебске. Он рисовал простых деревенских жителей, клоунов, музыкантов. На его картинах фигуры животных. Шагал близок экспрессионизму и народному примитивному искусству, писал картины в гротескно – символическом духе. После революции художник продолжал работать в Париже и в Америке, создавал витражи и мозаики в Иерусалиме, иллюстрировал « Мёртвые души» Гоголя.

Картинная галерея

Шагал родился в Белоруссии, в городе Витебске. Он рисовал простых деревенских жителей, клоунов, музыкантов. На его картинах фигуры животных. Шагал близок экспрессионизму и народному примитивному искусству, писал картины в гротескно – символическом духе. После революции художник продолжал работать в Париже и в Америке, создавал витражи и мозаики в Иерусалиме, иллюстрировал « Мёртвые души» Гоголя.

Картина Марка Шагала  «Часы с синим крылом». Одна из самых удивительных, если не сказать странных, картин. На картине, на фоне домов, изображены часы. На них застыло время - 10.10. Над часами виднеется птица, напоминающая петуха. Под циферблатом на часах изображена целующаяся пара. А сбоку у часов прикреплен самый странный предмет - синее крыло. Что же хотел сказать художник этой картиной? Возможно, продемонстрировать, что счастливые часов не наблюдают? А, возможно, что время летит очень быстро, и так же быстро пролетает и наше счастье, и наша жизнь? А, может, синяя птица- счастье в наших руках, просто надо не останавливаться, пока идут часы нашей жизни.

Картина Марка Шагала «Часы с синим крылом».

Одна из самых удивительных, если не сказать странных, картин.

На картине, на фоне домов, изображены часы. На них застыло время - 10.10. Над часами виднеется птица, напоминающая петуха. Под циферблатом на часах изображена целующаяся пара. А сбоку у часов прикреплен самый странный предмет - синее крыло. Что же хотел сказать художник этой картиной? Возможно, продемонстрировать, что счастливые часов не наблюдают? А, возможно, что время летит очень быстро, и так же быстро пролетает и наше счастье, и наша жизнь? А, может, синяя птица- счастье в наших руках, просто надо не останавливаться, пока идут часы нашей жизни.

Итог урока. Рефлексия. Что повторили на уроке? Что нового узнали? Что на уроке для Вас было самым ценным, важным? Кто достоин похвалы по – вашему мнению?

Итог урока. Рефлексия.

  • Что повторили на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Что на уроке для Вас было самым ценным, важным?
  • Кто достоин похвалы по – вашему мнению?
Домашнее задание  Выразительное чтение стихотворения С.Я. Маршака  «И поступь, и голос у времени тише…» Найти стихи о времени других поэтов. Найти картины на тему времени, часов. Нарисовать свою картину на тему «Диалог со временем», «Машина времени», «Крутим, барабан времени»  (одно задание на выбор)

Домашнее задание

  • Выразительное чтение стихотворения С.Я. Маршака

«И поступь, и голос у времени тише…»

  • Найти стихи о времени других поэтов.
  • Найти картины на тему времени, часов.
  • Нарисовать свою картину на тему «Диалог со временем», «Машина времени», «Крутим, барабан времени»

(одно задание на выбор)