СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»


ТЕМА УРОКА:

Природа для поэта и художника – любимая и живая.

Ю.Коваль «Три сойки».


ЦЕЛЬ УРОКА:

  • обнаружить вместе с детьми, что такие качества, как наблюдательность, развитое воображение и любовь к природе, позволяют поэтам и художникам очень убедительно, точно и интересно рассказывать о лесе и его обитателях;

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • на основе сравнения образов, их действий и признаков развивать речь обучающихся, желание и умение принимать активное участие в беседе; развивать умение осознавать и принимать учебную цель; проверять, правильно ли выполняется работа (её процесс и результат);

  • развивать читательские навыки осознанного, беглого, выразительного чтения;

  • развивать умения анализировать, сравнивать, выбирать объект для исследования, планировать работу, применять способы фиксирования результатов;

  • формировать общеучебные навыки;

  • формировать практические навыки исследовательской деятельности, формировать умение формулировать гипотезу, делать вывод;

  • способствовать формированию интеллектуальных навыков;

  • формировать умение ориентироваться в тексте, выделять средства художественной выразительности, работать с иллюстрациями

  • воспитывать чуткое отношение к литературе как к виду искусства, потребность в чтении;

  • учить вслушиваться в авторский голос.


Планируемые результаты:

Личностные (воспитательные) результаты:

- воспитывать любовь к живой природе;

- бережное отношение к «братьям меньшим», к природе

Метапредметные (развивающие) результаты:

- развивать речь, мышление, память, воображение;

- расширять словарный запас учащихся; долговременную память, логическое мышление и кругозор учащихся

Предметные

(образовательные) результаты:

-познакомить учащихся с жизнью и творчеством Юрия Коваля

-формировать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения

-учить анализировать поступки героев.


ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

  • электронная презентация

  • портрет Ю.Коваля

  • картинки с изображением книг Ю.Коваля

ХОД УРОКА

I. Мотивация к учебной деятельности

ЦЕЛИ:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) определить содержательные рамки урока;

3) пополнять словарный запас, развивать внимание, зоркость при чтении

Психологическая установка.

Звучит музыка.

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, повторяйте за мной.

(Читаю по одной строке, дети повторяют).

– Я в школе на уроке.

– Сейчас я начну учиться.

– Я радуюсь этому.

– Внимание моё растёт.

– Я как разведчик, всё замечу.

– Память моя крепка.

– Голова мыслит ясно.

– Я хочу учиться.

– Я очень хочу учиться.

– Я готов к работе.

– Работаю.

- Откройте глаза.

– Кто хочет учиться?

– Какое настроение сегодня у вас?


II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

  1. СЛАЙД №1. ИГРА: «Кто играет в прятки»?

Среди случайного набора букв н6адо найти и прочитать слова, узнать, кто играет в прятки: звери, птицы, насекомые. (Друг за другом появляются названия и изображения животных).

Белка – албек, грач - арчг , мышь - ьшым , стрекоза – екозастр, паук – куап, пчела – елачп, кузнечик – знекучик,

У.–В каком стихотворении встречались эти животные?

Д. -Эти насекомые, птицы и маленькие зверьки встречались в стихотворении Леонида Яхнина «Музыка леса»

У.– Прочитайте выразительно стихотворение.

Д.Дети читают стихотворение по частям


2) Работа над содержанием стихотворения

У.- С чем герой произведения сравнивает белку?

Д. - Белку герой сравнивает с рыжей метелкой.

У.- Как называет стрекоз? А паутину? А стрекот кузнечика?

Д. - Стрекоз герой называет цветными крестиками, паутину — сач­ком, а стрекот кузнечика - музыкой.


3) У.- Какое открытие сделал герой этого стихотворения? Где об этом говорится?

Д.- Об этом открытии говорится в последней части стихотворе­ния:

Я думал, что средь бела дня

Один в лесу бродил.

Но целый мир вокруг меня

Летал,

трудился,

жил.

4) ВЫВОД: - Герой обнаружил, что он в лесу не один, что вокруг него — це­лый мир.


СЛАЙД №2. На экране появляется изображение леса с животными.

У.- Герой обнаружил, что он в лесу не один, что вокруг него — це­лый мир.

У.- Мог ли такое открытие сделать человек, который не любит природу, не умеет ее наблюдать? Подтверди свое мнение.

Д. - Такое открытие мог сделать только очень наблюдательный, любящий природу человек. То, что герой стихотворения именно такой, подтверждает его чуткость к лесным звукам (он услышал и узнал стрекот кузнечика, крики грачей), его способность заме­чать то, что не сразу бросается в глаза (он заметил промелькнув­шую мимо белку, пролетающую пчелу, мелькающих стрекоз; он разглядел паучка на паутинке, мышку в норке).

У.- Название стихотворения выражает его ТЕМУ или его ос­новную МЫСЛЬ?

Д.- Тема стихотворения — это прогулка героя по лесу. А основная мысль — это то, что внимательному, любящему взгляду открыва­ется нечто чудесное. Человек, наделенный таким взглядом, спо­собен услышать музыку леса. Поэтому название стихотворения выражает его основную мысль, а не тему.

У. – А теперь и мы прослушаем, какую же музыку услышал автор.

Звучит фонограмма «Звуки леса».


III. Постановка учебной задачи…


Каких птиц мог встретить в лесу автор? Загадки (дятел, кукушка, иволга)- лесные птицы.

Что за птица-санитар
Не летает на базар.
Пищу деткам под корой
Добывает день-деньской.
И всё трудится, стучит,
Нам лениться не велит.
(ДЯТЕЛ)


Не ворона, не синица, -
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу «ку-ку».
(КУКУШКА)

Что за птицу чаровницу,
В ярко - желтом одеянье,
С черной полосой у глаза
Кошкою лесной зовут?
Кто гнездится на деревьях,
С величавой пышной кроной,
Флейтой песни распевает
И шипит, когда вспугнут?
Эта пташка - прыгалка
Как зовётся? …
(ИВОЛГА)


Стадия вызова


- Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы увидели?

(Отгадайте загадку)

Слайд 3. Загадка.

Слайд 4. – СОЙКИ.



- Что вы знаете о жизни соек?

(Выслушиваются ответы детей)

Работа с информацией, заполнение «Бортового журнала»

- На столах у вас лежат листочки, где напечатана информация о сойке. Прочитайте. (Класс делится на 3 группы, каждая читает свою информацию). При социализации дети дополняют друг друга.

Эта не очень большая, но яркая птица обладает вздорным и шумным характером. Называют ее сойка. Она не пропускает ни одного события на своей территории. Все, что привлекает ее внимание, тут же комментируется громкими возмущенными криками. Причем сам комментатор предпочитает при этом прятаться в густой лесной листве.

Внешний вид у сойки довольно яркий. Оперение на теле имеет рыжеватый оттенок, крылья и хвост – черные. Над хвостом белые перышки. На голове у этой птицы имеется приметный хохолок.

Питаются сойки как растительной, так и животной пищей. Они поедают червячков и различных насекомых, но могут и разорять гнезда мелких птичек. Тогда их добычей становятся как яйца, так и птенцы, найденные в разоренном гнезде. В дубовых лесах сойки с удовольствием употребляют в пищу желуди. Примечательно, что сойки, подобно белкам, умеют делать припасы. Те же желуди они прячут в разных уголках леса: зарывают их под мох или укрывают в пучках травы, способствуя тем самым распространению дубов по всему лесу. Могут сойки закладывать припасы и в трещинах древесной коры.

Перестают шуметь сойки и в период гнездования. Свои гнезда они устраивают на деревьях, на высоте от полутора до пяти метров. В строительстве гнезда принимают участие и самец и самка. Строят сойки довольно небрежно, половина веток у них просто падает на землю. Интересно отметить, что гнездо сойки строят по очереди. Пока одна из птиц летает за ветками, вторая укладывает свои ветки в будущее гнездо. Когда первая птица возвращается со строительным материалом, вторая освобождает ей место и улетает за своей порцией веток.

Как выглядят?




Где и как строят гнёзда?




Питание





ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Лес гудит, шумит, поёт,

По тропе медведь идёт,

От него быстрей уйдём.

Грибов, ягод наберём.

Потихонечку домой

Мы уставшие идём

До свиданья, добрый лес

Много ты таишь чудес

Только помним мы сейчас: делу- время, а потехе- час.


- А если я вам скажу, что сойка стала главным героем рассказа Ю.Коваля «Три сойки» какие вопросы вы зададите?

(Дети задают вопросы)

А затем знакомлю детей с книгами Юрия Коваля. Вывешиваю на доску картинки книг.

Юрий Иосифович Коваль (9февраля 1938 – 2августа 1995Москва)

советский и российский детский писатель, а также сценарист мультфильмов и детских фильмов,  художник и скульптор, автор и исполнитель песен.


2) Постановка учебной задачи.

Откройте учебники на стр. 106. Прочитайте, кто автор рассказа. Как называется этот рассказ?

У. - Сейчас мы познакомимся еще с одним произведением, с рассказом Юрия Коваля «Три сойки».

Прогнозирование. – Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием?

Дети говорят свои предложения.


– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?


У. – Объясните, пожалуйста, значения нескольких слов. Предлагаю вам поработать со словарями для определения значения слов:

3). Работа в группах.

заблуждение

палевая

хохолок

Д.Дети ищут значение слов в словарях

VI. Первичное чтение текста.

Стадия осмысления

Стратегия «Чтение с остановками»

- А хотите узнать, о чём написал в рассказе Ю.Коваль «Три сойки»?

(Чтение текста со смысловыми остановками, прогнозирование)

Вопрос: Как вы думаете, как поёт сойка?

(Выслушиваются ответы детей)


Когда в лесу кричит сойка - мне кажется, что огромная еловая шишка трется о сосновую кору.

Но зачем шишке об кору тереться? Разве по глупости?

А сойка кричит для красоты. Она думает, что это она поет. Вот ведь   какое птичье заблуждение!

А на вид сойка хороша: головка палевая с хохолком, на крыльях - зеркала голубые, а уж голос, как у граблей - скрип да хрип.

- Чьи ответы совпали с авторским?


1 остановка:

Вопрос: Услышит ли автор в дальнейшем пение соек?

(Выслушиваются ответы детей)

  Вот раз на рябине собрались три сойки и давай орать. Орали, орали, драли горло - надоели. Выскочил я дому - сразу разлетелись.

Подошел к рябине - ничего под рябиной не видно, и на ветках все в порядке, непонятно, чего они кричали. Правда, рябина еще не совсем созрела, не красная, не багряная, а ведь пора - сентябрь.

- Чьи ответы совпали с авторским?

2 остановка:

Вопрос: Как вы думаете, автор снова услышит пение соек?

(Дети высказывают предположения)

Ушел я в дом, а сойки опять на рябину слетелись, орут, грабли дерут. Вслушался я и подумал, что они со смыслом трещат.

    Одна кричит:

   "Дозреет! Дозреет!"

    Другая:

   "Догреет! Догреет!"

А третья кричит:

   "Тринтрябрь!"

Первую я сразу понял. Это она про рябину кричала - мол, рябина еще дозреет, вторая - что солнце рябину догреет, а третью не мог понять.

- Чьи ответы совпали с авторским?

3 остановка

Вопрос: Как вы думаете, смог автор разгадать, о чём поёт третья сойка?

(Дети высказывают предположения)


Потом сообразил, что сойкин "тринтрябрь" - это наш сентябрь. Для ее-то голоса сентябрь слишком нежное слово.

Между прочим, сойку я эту заприметил. Слушал ее и в октябре, и в ноябре, и все она кричала: "Тринтрябрь".

Вот ведь глупая: вся-то наша осень для нее - тринтрябрь.

- Чьи ответы совпали с авторским?


У.–Вам приходилось когда-нибудь видеть соек, слышать, как они «поют»?

(После первого прочтения текста, благодаря ярким описаниям и сравнениям, дети смогут себе это представить). Поделитесь своими впечатлениями.

Фонограмма «Крики соек».


V. Работа над текстом

У.- Внешность соек соответствует их голосу? Или совсем не соответствует?

(Школьники должны обратить внимание на следующий отры­вок:

«Одна кричит: «Дозреет! Дозреет!» Другая: «Догреет! Догреет!» А третья кричит: «Тринтрябрь!» В словах, которые слышатся автору, можно отметить повторяющиеся сочетания резких зву­ков: «зр», «гр», «тр», «бр».)

У.- Какие слова-названия действий говорят о том, что сойки пели громко?

Д. - Слова-названия действий, которые школьники могут выпи­сать, такие: кричать, орать, трещать, драть горло.

У.- Найдите в тексте все сравнения и выражения, которыми пользуется писатель, чтобы рассказать о пении соек.

Д.Устно дети могут отметить такие выражения из текста:

«Когда в лесу кричит сойка — мне кажется, что огромная ело­вая шишка трется о сосновую кору».

«...А уж голос, как у граблей — скрип да хрип».

У.- Какие слова слышатся автору в пении соек? Проследите, какие звуки в них повторяются.

Д. - Эти слова передают как раз такие резкие сочетания звуков: шишка трется о кору со звуком «тр»; грабли издают скрипящие и хрипящие звуки: «скр», «хр».

У.- Чем должен обладать человек, чтобы понимать речь жи­вотных?

(Кот говорит: «Любовью к природе». Миша говорит: «Воображением».)

У.- А вы как думаете?

Вам понравилось, как Юрий Коваль расшифровал разговор соек?


VI. ВЫВОД. Чтобы понимать речь животных, человек должен любить при­роду и обладать воображением. Заинтересованное, вниматель­ное отношение к природе позволяет услышать голоса зверей и птиц, прислушаться к ним, а воображение помогает представить, что именно и о чем говорят животные. Юрий Коваль наделен и внимательным, любовным взглядом на окружающий мир, и развитым воображением. Именно поэтому его описания и сравнения очень точны и интересны.


VII. Закрепление.

1) Чтение текста по цепочке

VIII. Стадия «Рефлексия»

У. –Что особенно заинтересовало вас на уроке?

Заполнение «Маркировочной таблицы ЗУХ».

Ребята, постарайтесь записать своими словами сведения, понятия или другие факты.

З (Я знал (а))

У (Узнал (а) новое для меня)

Х (Хочется узнать)








Слайд 5.

- Что вас взволновало? О чем задумались?

- Достигли ли мы цели?

- Оцените свою деятельность.


IX. Домашнее задание:

РАБОТА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ - ИРИНА ПИВОВАРОВА «РЕПЕТИЦИЯ» - с. 26-27

НАРИСОВАТЬ РИСУНОК К ПРОЧИТАННОМУ РАССКАЗУ.