-Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству? (Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки) -Как вы думаете, зачем их создавали? (Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх) -Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них Заклички и приговорки. Попробуем исследовать «заклички». А) Знакомство с закличками. -От какого слова образовано слово закличка? Что значит закликать? (звать, приглашать) -В далекие времена жизнь человека полностью зависела от природных явлений, человек верил во всемогущие силы природы, верил в магию слова и использовал определенные слова для того, чтобы Солнце, Дождь ему помогали в сборе урожая, чтобы в лесу уродились грибы, ягоды, орехи. -Заклички – это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями. Чтение закличек (учебник с. 94) Сначала читаю я, затем даю задание детям Задание: Предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой. Берестечко-береста –верхний слой берёзовой коры. Лукошко- ручная корзина из прутьев Летечко-лето -Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову. (звать) -К кому обращаются авторы закличек? - С какой просьбой обращаются авторы закличек? (в закличках обращались к силам природы.) По своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Заклички содержат обращение к силам природы — солнцу, ветру, радуге. -Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику и т.д.? (Потому что от них зависел урожай) Вывод: Заклички – это небольшие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам. Люди просят о помощи силы природы. Б) Знакомство с приговорками. -От какого слова образовано слово приговорка? (приговаривать, говорить) -Что значит приговаривать? (Развлекать) -Самостоятельное чтение приговорок (учебник с. 95) -Какие слова Вам были непонятны? Бобы-огородное растение семейства бобовых(фасоль, горох) Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца) — естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник). -Что же такое приговорка? (Приговорка небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным.) -Как надо читать приговорку? -Это громко кричать или тихо просить? Задание: Теперь давайте повернемся 1 вариант ко второму. Первый вариант будет читать как взрослый, а второй как маленький ребенок. Прошу прочитать несколько пар Вывод: Приговорки – общение с природой один на один. Они обращены к домашним делам, к повседневным занятиям. Здесь также используются ласковые слова (матушка – репка), ожидаемый урожай (бобы велики и круты). Есть и приговорки во время игр – просьба к природе помочь.Если заклички содержат обращение к силам природы — солнцу, ветру, радуге, то приговорки — к птицам и животным. Задание: предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой. Оцените выразительность своего чтения этих произведений устного народного творчества. В) Знакомство с потешками. -От какого слова образовано слово потешка? (Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.) -Что значит потешать? (Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения) Сначала читаю я, затем прошу определенных детей. -Выразительное чтение потешек. (учебник с. 95-96) Сметлива- Сообразительный, находчивый, предусмотрительный и догадливый. Скребёт- а) Проводить по какой-л. поверхности чем-л. острым, жестким, издавая при этом царапающий звук. ... Половички- Маленький коврик: то об что ноги вытираю -Что хочется делать, когда слышите эти строки? Только ли играть хочется, когда мы слышим потешку? Вывод: потешки – стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить. |