СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ О, о

УМК «Школа XXI века»

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой О, о; научить устанавливать различие в произнесении гласных и согласных звуков, различать гласные и согласные звуки, определять место звука [о] в слове (начало, середина и конец слова) и подбирать слова с этим звуком, объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука, выполнять звукобуквенный анализ слова «полка»; создать условия для развития речи, мышления, памяти.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву О, о; умеют выполнять звуковой анализ слова «полка», называть слова со звуком [о] в начале, середине и в конце слова (по рисункам), определять звуковые схемы слов «стол», «столик» без проведения звукового анализа.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: логические – составление (по схеме) различных имён с изученными буквами; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

Личностные: высказывают своё мнение, оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.


Ход урока

  1. Орг. Момент

«Кто хочет разговаривать,

тот должен выговаривать.

Все правильно и внятно,

чтоб было всем понятно »


Дыхательная гимнастика.

  1. - Ребята, сядьте правильно (проследить за осанкой) Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

  2. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

  3. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Работа с чистоговоркой

Таня опять нашла пять опят

(Вначале слова медленно и четко их выговаривая произносит учитель, затем, учащиеся. Произнести 3 раза, постепенно ускорять темп.)

Звуковая зарядка

Произнести с разными ударениями (см. слайд ниже)


  1. Актуализация знаний

Составление текста по заглавию и схемам.

- Как назовем наш текст? (Осень)

- Сколько в нём предложений? (3 предложения)

- Сколько слов в первом предложении? … во втором? … в третьем? Как догадались?

- Составьте 1-е предложение. (Наступила осень)

….2-е предложение (Дети пошли в школу.).

…3- предложение (Хорошо осенью!).

- Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль)

- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов)

- А что такое слово? (слово называет предмет)

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков)

- А какие звуки вы знаете? (гласные и согласные)

- Что вы знаете о гласных звуках? …О согласных?

- Посмотрите на доску, расскажите мне, какое правило здесь спряталось?

(Слышу звук [а], но после мягкой согласной пишу букву я)

- Почему в слове яблоко звуков больше чем букв?

(Когда звуки [й] и [а] стоят рядом, они обозначаются 1-ой буквой, буквой «я»)


3. Самоопределение к деятельности.

Сейчас мы отправляемся в удивительное путешествие, где познакомимся с новым звуком и буквой.

Дети, представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о! 

Откуда мы только что вернулись? (С необитаемого острова.) Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? (Звук [О].) 

4. Объявление темы и постановка учебной задачи.

– Сегодня мы продолжаем путешествие по «Букварю»

– Ребята, подумайте: о чем будем говорить на уроке? (о звуке и букве о)

– Чему должны научиться за время нашего путешествия? (Познакомимся с новой буквой и её секретами.)

5. Открытие нового знания.

- Произнесите звук [о]. Что можете сказать про этот звук? (Звук [о] гласный)

- Почему ты так считаешь?

Посмотрите, звук [о] обозначается буквой «о»

- На что похожа буква о? (На колесо, обруч, баранку, ноль и т. п.)

6. Дифференцированная работа. Работа по учебнику.

1) Для читающих учащихся:

– Прочитайте двустишье А. Шибаева шёпотом.

2) Для нечитающих учащихся:

– Найдите в словах стихотворения буквы о.

– Сколько букв нашли? (5.)

– Сколько букв «о» в первой строчке? (4.)

Заучивание наизусть двустишье

7. Звуковой анализ слова «полка».

У доски работают пятеро учащихся (по количеству букв в слове).

1-й ученик. П-п-полка – первый звук [п], твёрдый согласный. Обозначу синей фишкой. Мягкая пара – [п’].

2-й ученик. Поооолка – второй звук [о], это гласный звук. Обозначу красной фишкой.

Ребята, обратите внимание, после твёрдого согласного звук [о] обозначается буквой о.

– Замените фишку на букву, которую она обозначает.

3-й ученик. Полллка – третий звук [л], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [л’].

4-й ученик. Полккка – четвёртый звук [к], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [к’].

5-й ученик. Полкаааа – пятый звук [а], это гласный звук, обозначу буквой а, так как в слове он стоит после твёрдого согласного звука.

- Какой секрет буквы о узнали? (после твёрдого согласного звук [о] обозначается буквой о.)


8. Подбор слов со звуком [о], расположенным в начале, середине и в конце слова. Игра «Где в словах звук [о]?» (по схемам).

– Рассмотрите картинки. Назовите каждый предмет.

– Определите, какие слова соответствуют первой схеме? (Ослик.)

– Назовите другие слова, которые бы начинались на букву о.

– Определите, какие слова соответствуют второй схеме. (Зонт, торт, бочка, лимон.)

– Назовите другие слова, в которых буква о стоит в середине слова.

– Определите, какие слова соответствуют третьей схеме? (Яйцо.)

– Назовите слова, которые заканчивались бы на букву о.

9. Работа по учебнику.

– Как вы думаете, как зовут девочку? (Каждый вариант имени, который предлагают учащиеся, анализируется с опорой на схему слова.)

После того как учащиеся назвали имя Оля, задается вопрос:

- Что помогло угадать имя девочки? (На картинке у девочки в руках буква о, говорим о букве о.)

=Какой буквой воспользуемся, чтобы записать имя девочки, строчной буквой о или заглавной? (Заглавной, потому что имена пишем с заглавной буквы)

10. Дифференцированная работа.

1-я группа.

– Определите, какая схема соответствует слову «стол», а какая – слову «столик». Докажите ответ (выполните звуковой анализ слов).

2-я группа.

– Определите, какое слово длиннее: «стол» или «столик».

– Какое слово короче? В каком случае говорят «стол», а в каком «столик»?

Коллективная проверка работы.

11. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».

1. Закрепление зрительного образа буквы о: задание «Закрась».

– Что получилось? (Рисунок «Ослик».)

2. Тренировка в обозначении звука [о] буквами.

Задание «Проведи звуковой анализ, гласные звуки обозначь буквами». Слова кот, слон, хобот, хвост.

12. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какой звук обозначает буква о? (После твёрдого согласного звука буква о обозначает звук [о].)

13. Рефлексия