Урок литературного чтения.
Тема урока. Обобщение знаний по теме «Чудесный мир классики»
Цель урока: скорректировать знания обучающихся по разделу «Чудесный мир классики», создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий, способствовать развитию творческих способностей учащихся, содействовать воспитанию чувства гордости и восхищения отечественной литературой.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Оборудование:
УУД :
Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
Предметные: знать изученные литературные произведения и их авторов, знать основное содержание изученных произведений, уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка .
Метапредметные: осваивать приёмы поиска нужной информации; уметь формулировать учебную задачу.
Ход урока:
1.Организационный момент
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
– Ребята, у нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся нашим гостям и друг другу….
2.Речевая разминка
Упражнения для интонации: В зимний холод всякий молод.
( Прочитать с чувством радости, огорчения, с удивлением, нараспев )
2. Определение темы и целей урока. ( дети определяют по иллюстрациям )
- Сегодня мы заканчиваем изучение раздела «Чудесный мир классики». Давайте вспомним, что такое классика в литературе? ( Классика – образцовое, выдающееся, общепринятое произведение литературы и искусства, имеющее непреходящую ценность для национальной и мировой культуры). ( презентация.)
На нашем уроке мы подведём итоги: что дали вам уроки? Чему вы научились?
Выполнить задания вам поможет дружба, взаимовыручка, смекалка и, конечно, знания.
3. Актуализация знаний. ( один ученик читает кто узнал – отвечает )
«Угадай произведение».
(Досказать следующее четверостишье. Назвать произведение и автора)
Мужики такой печали,
Отродяся не видали;
Стали думать и гадать –
……………..(Как бы вора соглядать.)……..
«… В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
………… (И пшеницу шевелить)…»
«…Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
……………(Давно, давно ты ждёшь меня)…»
«…Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла
…………………….(Поднялась и расцвела)…»
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого
И жених сыскался ей,
…………. ( Королевич Елисей.)…..
«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
……….. (Слезы брызгами летят)…..
Но по степи, разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
…………… ( Морю Каспию журчит ) …
4. “Биография”- (работа в группах )
Задание 1.Определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста.
1.Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. ( Петр Павлович Ершов)
2.Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. ( Александр Сергеевич Пушкин)
3.Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку» для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении. ( Лев Николаевич Толстой)
4.Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « …писать для детей вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом, публикуясь под псевдонимом « Антоша Чехонте». (Антон Павлович Чехов)
- Ребята, а кого мы не назвали ? А кто из вас расскажет о нем ?
( краткие сведения, чтение произведений М.Ю.Лермонтова – на выбор )
5.Физкультминутка - музыкальная. Звучит песня «Сказки гуляют по свету» - исполняют девочки )
6.Конкурс «Узнай по предмету произведение, назови автора». ( Дети вытаскивают из ящика предмет и определяют произведение, задают вопросы по тексту, инсценируют.)
«Конек – горбунок» - перо, сума, конь.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - зеркальце, яблочко, собака.
«Мальчики» - ножницы, карта,
«Как мужик камень убрал» - камень, рубль.
7.Итог урока: ( тест - карточки, взаимопроверка, оценивание. Тихо звучит музыка П.И.Чайковского. )
1.Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.
«Сказка о мёртвой царевне…» П.П.Ершов
«Конёк – Горбунок» М.Ю.Лермонтов
«Ашик – Кериб» А.С.Пушкин
«Мальчики» Л.Н.Толстой
«Детство» А.П.Чехов
2.Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван?
А) белого Б) чёрного В) серого
3.Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне…»?
А) кольцо Б) зеркало В) венец
8.Мое любимое произведение. (Дети рассказывают или зачитывают отрывок из произведения, презентуют свои рисунки… )
- Кто из вас узнал, чья музыка звучала?
- Какое отношение имеет П.И.Чайковский к теме урока? (презентация)
9.Рефлексия: (на доске выражения - продолжить )
Я добился ( не добился )……………
У меня получилось ( не получилось )……….
Меня удивило……………..
Урок дал мне для жизни ………..
Мне захотелось …………………
10.Домашнее задание: с.135 – 136 проработать, (творческое задание – мини-сочинение по произведению- на выбор, синквейн к слову «книга» )
На доске записаны слова:
Пусть книги друзьями
Заходят в дома.
Читайте всю жизнь,
Набирайтесь ума.
Приложение
1.Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.
«Сказка о мёртвой царевне…» П.П.Ершов
«Конёк – Горбунок» М.Ю.Лермонтов
«Ашик – Кериб» А.С.Пушкин
«Мальчики» Л.Н.Толстой
«Детство» А.П.Чехов
2.Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван?
А) белого Б) чёрного В) серого
3.Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне…»?
А) кольцо Б) зеркало В) венец