Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент(2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока; | -Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте, ребята, поприветствуем их. -Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал красный, — желают общаться. Желтый — проявят активность. Синий — будут настойчивы. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. | Приветствуют гостей. Слушают внимательно учителя. Выбирают листочек и клеят его.
| | Личностные качества: положительное отношение к учению, наличие элементов познавательного интереса
|
II.Речевя разминка. | Ту- ту- ту – наводим сами красоту. Ты-ты-ты – нами политы цветы. Ят-ят-ят- парты ровненько стоят. Ют-ют-ют- очень любим мы уют. Ло-ло-ло- на улице тепло. Лу-лу-лу- стол стоит в углу. Ул-ул-ул- у нас сломался стул. Оль-оль-оль- мы купили соль. | | | |
III. Актуализация знаний. Цели: - организовать проверку знаний по изученным темам | -Где у нас растёт много деревьев? -Зачем люди ходят в лес? - Вот мы сегодня отправимся с вами в лес, но не только за грибами и ягодами, а ещё понаблюдать за жизнью его обитателей. - Но прежде с каким писателем познакомимся.. Буквенный диктант слайд2-8 - Родился он в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе. (Из дневника В. Бианки): “Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей”. | Самооценка деятельности Дети отгадывают кроссворд | 1.Фамилия автора стих. «Голоса леса»(Б). 2.Какое слово пропущено в стих. Жуковского «Птичка»? Птичка летает, Птичка … Птичка поёт.(и). 3.Сказки бывают народные и … (а). 4.Кто написал песню «Бурёнушка»?(н). 5. «У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая». О ком говорит Ушинский в своем рассказе? (к). 6. Какое слово пропущено в произведении Ушинского «Лиса Патрикеевна» «Не помилует … кролика» (и). . | Учитывать другое мнение, выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге (Коммуникативные УУД). |
IV. Подготовка к первичному восприятию текста (5 мин) Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися - проверить умение работать с информацией; | Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами.(ёж) - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. - Ребята, как вы понимаете смысл слова “спаситель”? (В словаре В. Ожегова это слово объясняется так: тот, кто спас кого-то или что-то) – За что же ежа так могли назвать? Я думаю, ответ мы найдём в произведении. -Дети, давайте поставим цели нашего урока. - А теперь внимательно послушайте аудиозапись произведения и попробуйте ответить на вопрос «Какое чувство вызвало у вас это произведение?» - Как вы понимаете значение слов, которые у вас записаны на листах? Найдите и прочитайте предложения с этими выражениями. Накинула на себя платьице- Вскрикнула- Обтирать кровь с ноги- Руки-ноги отнялись- Засеменил навстречу змее- Как плеть ударила | Дети высказывают свои предположения С помощью учителя формулируют тему урока: Тема урока: В.В.Бианки «Ёж- спаситель». С помощью учителя ставят цель урока. Дети высказывают свои предположения Дети работают с разными источниками информации (учебник, карточки) | Знать значение слов | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
V. Первичное восприятие текста. | Аудиозапись произведения | | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
VI. Проверка качества первичного восприятия произведения (5мин) Цели: - организовать обсуждение рассказа - организовать выполнение самопроверки, самооценки. | Вопросы после прослушивания произведения. -Куда пошла девочка ранним утром? -Об какие колючки укололась Маша? -Еще какие опасности поджидали Машу? | В лес Колючки ежа Змея | Дети высказывают свое мнение | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). |
| - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. К какому она эпизоду? - Какого жанра это произведение? -Что не хватает, чтобы рассказ стал сказкой? | Рассказ Животные заговорили | Уметь отвечать на поставленные вопросы. | Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
VII. Физкультминутка | Жил в лесу колючий ежик, Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи) Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши) . Не умел он топать —Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки"). Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах) . Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг А ребятки в лес пришли, Ежика в лесу нашли, Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши) . Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки"). Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах) . Научили бегать… Бегают на месте | | | |
VIII.Вторичное восприятия произведения (5 мин) Цель: | Повторное чтение рассказа учащимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением, перекрёстными вопросами. -Каждый текст — это загадка автора, отгадать которую помогают ключевые (главные , важные)слова. Что же необычное и загадочное увидел В.В.Бианки в каждом герое? Предлагаю разгадать это в групповой работе. У вас карточки со словами. Вам надо выбрать важные ключевые слова, которые помогают раскрыть сюжет, характеры героев, замысел и основную мысль произведения и последовательно наклеить их на карточки, выступить от своей группы, рассказать, что вы узнали о героях, что вас удивило, какие выводы сделали, благодаря ключевым словам. -Назовите героев произведения (девочка Маша, еж, змея) .Первой группе - о Маше. Второй группе - о еже - спасителе. Третьей группе - о змее. Давайте вспомним правила работы в группах (Не шуми; не перебивай и учись слушать, умей высказывать свое мнение; вноси вклад в общий результат).
- А теперь каждая пара составит модель обложки этого произведения. А затем проверим по эталону.
| Дети работают с разными источниками информации (учебник, энциклопедия, карточки) работа в группах Дети работают в парах | Уметь работать в парах, распределять обязанности. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Строить устное высказывание с учётом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.(Познавательные УУД) Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе (Коммуникативные УУД). Строить устное высказывание с учётом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.(Познавательные УУД) |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: -зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | -Вот и подошёл к концу наш урок, ребята. Вывод: - Ребята, скажите, почему рассказ называется «Ёж- спаситель»? - Спаситель- это спасатель? Кто спас девочку Машу? - Не только человек может спасти животное , но и наоборот. Все в природе взаимосвязано. -А теперь каждый возьмёт человечка и поместит его на лесенку успеха. -Сегодня трудились все на “Отлично”. Молодцы, ребята! Спасибо вам! Д/з прочитать рассказ | Дети высказывают свои мнение | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |