СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по теме "Стихи И.Токмаковой и Е Трутневой"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ


ТЕМА: «И. Токмакова «Ручей», «Е. Трутнева «Когда это бывает?» (урок, интегрированный с изобразительным искусством).

ЦЕЛИ УРОКА (литературное чтение): познакомить с произведениями И. Токмаковой «Ручей» и Е. Трутневой «Когда это бывает?», учить детей выразительному чтению стихотворений, развивать речевые умения и творческие способности.

ЦЕЛИ УРОКА (изобразительное искусство): знать элементарные правили смешивания цветов, развивать умение передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов, обучать приёмам работы акварельными красками.

ОБОРУДОВАНИЕ: букет весенних цветов, репродукции картин русских художников, иллюстрации с изображением весенних цветов, лист ватмана, окрашенный зелёным цветом для составления композиции «Весенний луг».

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

(Учащиеся читают наизусть стихотворения, показывая иллюстрации, рассказывают, что на них изображено.)

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.

-Прочитайте каждое слово слева направо:

ЬЛЕПАК ЙЕЧУР АЖУТС АЦИЖУЛ

-Какое слово лишнее? Почему?

-Что объединяет эти слова?

Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения о весенней природе, будем отгадывать загадки и учиться составлять композицию «Весенний луг».

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

А) Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Ручей».

-Отгадайте загадку:

Всю зиму смирно лежит,

А весной убежит. (Снег; растает - побегут ручьи.)

-Прочитайте название произведения.

-Кто написал это стихотворение?

-Прочитайте слова шепотом, тихо, громко: бежал, лежал, мчался, уснул, увидел, утонул. -О каком предмете можно сказать этими словами?

(Выразительное чтение учителем стихотворения И. Токмаковой «Ручей».)

Б) Подготовка к выразительному чтению. Выборочное чтение.

-Как звучал ручей? (Звонко, весело, радостно...)

-Какие слова помогают почувствовать, как журчит ручей? Прочитайте.

-Прочитайте подчёркнутые слова.

ВСКАЧЬ - скачками, очень быстро.

Как эти слова помогают представить весёлый ручей?

(Выразительное чтение учащимися стихотворения И. Токмаковой «Ручей».)

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

А) Чтение и отгадывание литературных загадок о весенней природе.

-Отгадайте загадку:

Матушкой-зимой

В белом сарафане,

А матушкой-весной

В цветном платьице. (Земля.)

-А какие цветы расцветают весной, мы узнаем, если правильно отгадаем литературные загадки.

-Прочитай загадку Л. Ульяницкой.

-Какие признаки одуванчика перечислил автор?



-На что он похож?

-Какого цвета фонарик?

-Во что превращается одуванчик после цветения?

-Прочитайте загадку Л. Яхнина.

-О каких признаках ромашки говорится в загадке?

-С кем сравнивает автор ромашки?

-Как описывает эти цветы автор?

-Найдите на этой странице и прочитайте ещё одну загадку.

-Как вы догадались, что это ландыш?

Б) Рассматривание репродукций картин с изображением весенней природы.

-Рассмотрите, как художники изобразили пробуждение весенней природы.

-Какие краски преобладают в изображении цветов?

В) Рисование по представлению весенних цветов.

-Какие весенние цветы вам особенно нравятся?

-Определите для себя, какой цветок вы сможете изобразить.

-Сначала выполните набросок карандашом, а затем передайте цвет красками.

-Выставку своих работ мы проведём после чтения стихотворения Е. Трутневой.

Г) Чтение стихотворения Е. Трутневой «Когда это бывает?»

-Прочитайте слова сначала по слогам, затем целым словом:

ПЛЕЩУТСЯ ПРОЗРАЧНЫЕ ПРОТАЛИНКИ СИТЦЕВЫЙ НЕ ПОЙМАЕШЬ

Проталинки - места, где стаял снег, и открылась земля.

Ситцевый - ситец - лёгкая ткань с рисунком или однотонная яркая.

(Выразительное чтение стихотворения Е. Трутневой «Когда это бывает?» подготовленными учениками.)

-Чем это стихотворение похоже на загадку?

-Ответьте на вопрос: «Когда это бывает?»

-Прочитайте подчёркнутые слова стихотворения.

-Что с чем сравнивается?

-Нравится ли вам такое сравнение?

-Попробуйте сами описать весенний луг.

-Какое настроение передаёт это стихотворение?

-С помощью чего можно передать радость и удивление при чтении этого стихотворения? -Правильно выбрав интонацию и темп, прочитайте выразительно это стихотворение.

Д) Составление композиции «Весенний луг».

В своём стихотворении Е. Трутнева сравнивает весенний луг с ситцевым платком. Удастся ли нам создать такой «ситцевый платок» мы увидим, выполнив следующее задание.

-Аккуратно вырежьте свой цветок и наклейте на лист ватмана, расположенный на доске. -Рассмотрим теперь композицию из весенних цветов, которую мы выполнили совместно. -Удалось ли нам передать краски весеннего луга?

  1. ИТОГ УРОКА.

-Чему учились на уроке?

С какими произведениями познакомились?

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выразительное чтение стихов. Придумать свою загадку о весне.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!