ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ТЕМА: «И. Токмакова «Ручей», «Е. Трутнева «Когда это бывает?» (урок, интегрированный с изобразительным искусством).
ЦЕЛИ УРОКА (литературное чтение): познакомить с произведениями И. Токмаковой «Ручей» и Е. Трутневой «Когда это бывает?», учить детей выразительному чтению стихотворений, развивать речевые умения и творческие способности.
ЦЕЛИ УРОКА (изобразительное искусство): знать элементарные правили смешивания цветов, развивать умение передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов, обучать приёмам работы акварельными красками.
ОБОРУДОВАНИЕ: букет весенних цветов, репродукции картин русских художников, иллюстрации с изображением весенних цветов, лист ватмана, окрашенный зелёным цветом для составления композиции «Весенний луг».
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
(Учащиеся читают наизусть стихотворения, показывая иллюстрации, рассказывают, что на них изображено.)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.
-Прочитайте каждое слово слева направо:
ЬЛЕПАК ЙЕЧУР АЖУТС АЦИЖУЛ
-Какое слово лишнее? Почему?
-Что объединяет эти слова?
Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения о весенней природе, будем отгадывать загадки и учиться составлять композицию «Весенний луг».
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
А) Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Ручей».
-Отгадайте загадку:
Всю зиму смирно лежит,
А весной убежит. (Снег; растает - побегут ручьи.)
-Прочитайте название произведения.
-Кто написал это стихотворение?
-Прочитайте слова шепотом, тихо, громко: бежал, лежал, мчался, уснул, увидел, утонул. -О каком предмете можно сказать этими словами?
(Выразительное чтение учителем стихотворения И. Токмаковой «Ручей».)
Б) Подготовка к выразительному чтению. Выборочное чтение.
-Как звучал ручей? (Звонко, весело, радостно...)
-Какие слова помогают почувствовать, как журчит ручей? Прочитайте.
-Прочитайте подчёркнутые слова.
ВСКАЧЬ - скачками, очень быстро.
Как эти слова помогают представить весёлый ручей?
(Выразительное чтение учащимися стихотворения И. Токмаковой «Ручей».)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
А) Чтение и отгадывание литературных загадок о весенней природе.
-Отгадайте загадку:
Матушкой-зимой
В белом сарафане,
А матушкой-весной
В цветном платьице. (Земля.)
-А какие цветы расцветают весной, мы узнаем, если правильно отгадаем литературные загадки.
-Прочитай загадку Л. Ульяницкой.
-Какие признаки одуванчика перечислил автор?
-На что он похож?
-Какого цвета фонарик?
-Во что превращается одуванчик после цветения?
-Прочитайте загадку Л. Яхнина.
-О каких признаках ромашки говорится в загадке?
-С кем сравнивает автор ромашки?
-Как описывает эти цветы автор?
-Найдите на этой странице и прочитайте ещё одну загадку.
-Как вы догадались, что это ландыш?
Б) Рассматривание репродукций картин с изображением весенней природы.
-Рассмотрите, как художники изобразили пробуждение весенней природы.
-Какие краски преобладают в изображении цветов?
В) Рисование по представлению весенних цветов.
-Какие весенние цветы вам особенно нравятся?
-Определите для себя, какой цветок вы сможете изобразить.
-Сначала выполните набросок карандашом, а затем передайте цвет красками.
-Выставку своих работ мы проведём после чтения стихотворения Е. Трутневой.
Г) Чтение стихотворения Е. Трутневой «Когда это бывает?»
-Прочитайте слова сначала по слогам, затем целым словом:
ПЛЕЩУТСЯ ПРОЗРАЧНЫЕ ПРОТАЛИНКИ СИТЦЕВЫЙ НЕ ПОЙМАЕШЬ
Проталинки - места, где стаял снег, и открылась земля.
Ситцевый - ситец - лёгкая ткань с рисунком или однотонная яркая.
(Выразительное чтение стихотворения Е. Трутневой «Когда это бывает?» подготовленными учениками.)
-Чем это стихотворение похоже на загадку?
-Ответьте на вопрос: «Когда это бывает?»
-Прочитайте подчёркнутые слова стихотворения.
-Что с чем сравнивается?
-Нравится ли вам такое сравнение?
-Попробуйте сами описать весенний луг.
-Какое настроение передаёт это стихотворение?
-С помощью чего можно передать радость и удивление при чтении этого стихотворения? -Правильно выбрав интонацию и темп, прочитайте выразительно это стихотворение.
Д) Составление композиции «Весенний луг».
В своём стихотворении Е. Трутнева сравнивает весенний луг с ситцевым платком. Удастся ли нам создать такой «ситцевый платок» мы увидим, выполнив следующее задание.
-Аккуратно вырежьте свой цветок и наклейте на лист ватмана, расположенный на доске. -Рассмотрим теперь композицию из весенних цветов, которую мы выполнили совместно. -Удалось ли нам передать краски весеннего луга?
ИТОГ УРОКА.
-Чему учились на уроке?
С какими произведениями познакомились?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Выразительное чтение стихов. Придумать свою загадку о весне.