И. Бунин «Матери». А. Плещеев «В бурю»
Задачи:
Учить выразительно читать стихотворения;
Учить определять тему стихотворения и описывать чувства лирического героя;
Учить определять средства выразительности в поэтических произведениях
Планируемые результаты:
Предметные:
Читать стихотворение выразительно;
Определять тему стихотворения и описывать чувства лирического героя;
Определять средства художественной выразительности
Метапредметные:
Анализировать поэтический текст в объеме полученных знаний;
Сравнивать различные произведения о матери
Личностные:
Проявлять интерес к поэзии, музыке, живописи;
Осознавать ценность любви к матери
Межпредметные связи:
Окружающий мир, темы «Общение», «Труд и отдых в семье», «Имена и отчества родителей»
Ресурсы урока: учебник, ч. 2, стр. 116 – 118; аудиозапись, мультимедийная установка
Организационный момент
Доброе утро уважаемые гости, доброе утро ребята.
Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними.
– Улыбнитесь друг другу, нашим гостям, мне, ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!” Садитесь.
- Мне хотелось бы посмотреть какое у вас настроение, покажите его с помощью хлопков.
Я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение улучшилось.
Речевая разминка.
Посмотрите на доску, прочитайте стихотворение
Мама Милу с мылом мыла,
В глаз попало Миле мыло,
Мама Миле говорила:
- Не сердись, дочурка Мила!
-Не сержусь, - сказала Мила, -
- Я выплакиваю мыло.
-Читаем все вместе.
Предлагаю вам вспомнить, что такое скороговорки.
Для чего они нужны?
Кто сможет прочитать это стихотворение как скороговорку.
- О чем это стихотворение?
-Что вы можете сказать об отношениях мамы и дочки? (Они любят друг друга, относятся друг к другу с нежностью.)
Формулировка темы, постановка цели урока
Предположите, о чем или о ком мы будем сегодня читать?
Откройте новую страницу учебника.
С какими произведениями познакомимся?
А какую цель на урок вы можете поставить?
Определите для себя задачи, над которыми вы будите работать на нашем уроке. (развивать речь, делать выводы, развивать навыки выразительного чтения, знакомиться с новыми произведениями, развивать творческие способности, развивать навыки беглого чтения, память, внимание, уметь слушать и оценивать ответы товарищей, работать с учебником, с соседом по парте, выслушивать мнение других)
Сегодня мы познакомимся с темой, которая посвящена Женскому дню.
А что это за день?
Когда его празднуют?
Что нужно делать в этот день?
Только в этот день нужно так поступать?
- Ребята, как вы думаете, почему для каждого человека мама самый близкий человек?
Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!
-Первое стихотворение, с которым мы познакомимся, написал Иван Алексеевич Бунин «Матери».
Знакомство с биографией И.А. Бунина.
С творчеством Ивана Бунина мы еще не знакомились, поэтому я сейчас расскажу вам небольшую биографию этого поэта.
Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него.
Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”
Первичное восприятие стихотворения «Матери».
- А сейчас давайте послушаем стихотворение. (Чтение учителем)
- Понравилось вам это стихотворение? Чем?
- От имени кого написано стихотворение? (от имени автора)
- Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением? (чувство любви к своей матери)
- Да, автор любил свою мать всю свою жизнь. Это она сумела привить поэту любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела.
- Кем была мама для поэта? (ангелом)
- Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение? (Спокойно, тихо, таинственно)
Словарная работа
Мы помним, что писатели жили задолго до наших лет, поэтому нам необходимо проделать словарную работу.
Нам помогут дети, которым было дано заранее задание.
Какие слова в стихотворении вы с трудом понимаете?
Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.
Ангел-хранитель – сверхъестественное существо, служитель Бога и его посланец к людям, чтобы оберегать их, хранить. У каждого человека есть свой ангел-хранитель.
Очаровать – это произвести неотразимое впечатление на кого-либо.
- Что в вашем понятии означает слово «сумрак»?
Сумрак – это неполная темнота, при которой ещё можно различать предметы.
- А что значит «кроткий» голос?
Кроткий голос – незлобный, смирный.
- Автор вспоминает о былом или, рассказывает о том, что сейчас с ним происходит?
- Найдите слова, которые вызывают воспоминание о детстве.
- Чей же образ находится в центре внимания автора? (Образ матери)
- Что автору особенно запомнилось у мамы? (Её голос)
– Докажите словами из текста
- А какой у неё голос? Найдите в тексте.
- Какой вопрос возник у автора? Найдите в тексте.
- Как вы думаете, почему он называет маму ангелом? Вспомните значение этого слова.
- Мама, как ангел, оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддерживает всегда и в горе, и в радости.
- Кто желает прочитать стихотворение?
- Как вы думаете, какому чтению своего стихотворения порадовался бы поэт?
Работа над пословицами(в парах)
Соединить пословицы
Нет друга нежнее матери.
При солнце тепло, а при матери добро.
Птица рада весне, а дитя матери.
Материнская молитва со дна моря вынимает
Физкультминутка.
Восприятие стихотворения «В бурю».
Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворение известного вам русского поэта Алексея Николаевича Плещеева.
Как оно называется?
Что такое буря?
Видели ли вы это явление?
Какая у вас была реакция?
Звуки бури
Сейчас мы услышим звуки бури и вспомним свою реакцию на нее.
Страшно вам сейчас было?
Почему?
О чём может быть произведение с таким названием?
Знакомство с текстом (аудиозапись)
Давайте послушаем стихотворение и определим, верными были ваши предположения или нет.
Первичное восприятие
Верны ли наши предположения о содержании текста по его названию?
Какие чувства вызвало у вас стихотворение? О чём оно?
Словарная работа
Сейчас поработаем над незнакомыми словами
На слайдах
Вторичное самостоятельное чтение и анализ произведения
Кто рассказывает о буре?
Какие чувства буря вызывает у малыша?
Какие чувства вызывает у матери буря?
Работа в группах
Давайте поработаем в группах и выполним следующие задания
1 группа - найдите слова, описывающие маму.
«Мама». Какая она?
Что узнаём из стихотворения?
(Нежная, качает колыбель, поёт, мой малютка, гонит бурю, успокаивает, охраняет, обещает солнце и любовь)
Какие краски будете использовать, рисуя маму?
2 группа - найдите слова, описывающие бурю.
(Сердитая, воет, стучит, гром, несёт чёрные тучи, тревожит сон)
Какие краски будете использовать, рисуя бурю?
Что же хотел сказать нам поэт, рассказывая эту историю? (Если рядом мама, то не страшны никакие бури!)
Кто победил в противостоянии: буря или мать?
Какие строчки это подтверждают? (2 последних четверостишия)
О чём переживает мать? Что её волнует?
Сможет ли мать всегда быть рядом и защитить?
- Послушайте четверостишье:
… бурь ещё не мало
Впереди, быть может,
И не раз забота
Сон его встревожит.
- Как вы поняли эти строки?
Какие бури могут быть у взрослых?
Кто приходит на помощь в первую очередь?
Итог урока.
- Ребята, поднимите руки, кто подумал, вспомнил о своей маме, работая сейчас на уроке?
- Что вы вспомнили о своих мамах?
А вам пели мамы колыбельные песенки?
Кто может вспомнить?
Поэты
Я предлагаю вам представить себя в роли поэтов и написать несколько поэтических строк. Я даю вам две первые строки. А вы продолжите их.
Вот моя кроватка,
Спать в ней очень сладко…
Кто желает прочитать своё произведение вслух.
Свои стихи подарите мамам.
- Да, ваши мамы каждое утро провожают вас в школу, готовят завтраки, встречают, помогают вам во всём, переживают за вас.
- Как вы думаете, почему взрослому человеку так дороги эти воспоминания о детстве, о маме? (Это его память)
Мама – это самое дорогое и родное. Мама открыла нам дорогу в жизнь и научила шагать по ней. Мама – это тот человек, который связывает прошлое, настоящее и будущее.
Домашнее задание.
1) Научиться читать выразительно стр.117-118
2) написать мини-сочинение о маме.
3) Выучить стихотворение «Матери» И. Бунина наизусть
-Выберите и продолжите любое предложение:
Сегодня уроке я узнал…..
На этом уроке я похвалил бы себя……
После урока мне захотелось…..
Покажите свое настроение в конце урока (хлопки)
Рефлексия.
- Встаньте и покажите свою шкалу успеха.
- Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.
Это не случайно, потому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама и начало жизни.
- В конце урока я хочу вам пожелать:
Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,
Чтоб от раскаянья не плакать,
Вовек: нигде и никогда
Не заставляйте маму плакать.
Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать.
Никогда не унывает,
Что мне надо, точно знает.
Если, вдруг, случится драма,
Кто поддержит?
(Ответ: Мама)
У слона, гиппопотама
Тоже добрая есть…
(Ответ: Мама)
Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки.
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю —
(Ответ: Мама)
Испечем мы тортик сами
И на нём напишем: «…»
(Ответ: Маме)
Когда вы, детки, с синяками,
Больней всего не вам, а…
(Ответ: Маме)