Средства обучения: учебник Л.М. Рыбченковой, наглядный и раздаточный материал, мультимедийная презентация.
Название, содержание и цель этапа урока1 | Деятельность педагога2 | Деятельность учащихся |
Организационный момент Проверка готовности класса и принадлежностей. Эмоциональный настрой на урок. Цели для учителя: - способствовать создании условий для актуализации и закрепления знаний, концентрации внимания для включения в учебную деятельность; - создать положительный настрой у учащихся. Цели для учеников: - актуализировать знания и применить способность распознавать причастия, позитивно настроиться на урок Методы и формы работы: - игровой («стихотворение»), - наблюдение учащихся, - коррекция результатов наблюдения (1 минута) | Приветствие. Мотивация к учебной деятельности. Приглашение ребят к плодотворной и интересной работе. - Ребята, посмотрите, какая красота за окном! Хочу прочитать вам стихотворение об осени, оно на слайде. Оно поможет нам сегодня в работе над новой темой. Пожелтел наш старый сад. Листья жёлтые летят. Пожелтевших клёнов ряд… Это осени наряд. Я в желтеющем саду лета больше не найду. - А теперь откроем тетради и запишем число. | Проверка готовности рабочего места. Приветствие учителя. Эмоциональная отзывчивость на приветствие учителя. -Да, осень – очень красивое время года. - За окном яркие краски листьев. Записывают дату. |
Проверка домашнего задания. Выборочная проверка домашнего задания упражнения 40: на доску выносится морфологический разбор слов «погрузился» и «нравственного». Кратко формулируется основная мысль домашнего упражнения. Цели для учителя: - выяснить степень усвоения обучающимися темы «морфологический разбор»; - выявить возможные затруднения и помочь их исправить. Цели для обучающихся: - проявить волевые усилия для актуализации знаний; - проявить осмысленный и творческий подход к выполнению заданий. Методы и формы работы: - наглядный; - творческий; - поисковый; - подводящий, побуждающий диалог; - наблюдение и коррекция учителя. Индивидуальная, фронтальная, дифференцированная. (3-5 минут) | Устно: - Дома вы должны были выполнить морфологический разбор двух слов из упражнения 40. - Какие это части речи? Хорошо, правильно. Сейчас два человека поработают у доски с этими словами. - А остальные давайте выполним морфологический разбор слов «пожелтел» и жёлтые» из стихотворения, пока ребята выполняют разбор слов из домашнего задания. Индивидуально на доске: - работа выполняется по вариантам. Два человека выполняют её у доски. Работа в тетради: - выполните морфологический разбор слов из стихотворения. Устно: - Молодцы! Всё правильно сделали. А теперь приведите примеры выражения основной мысли текста из домашнего упражнения. - Вы очень хорошо потрудились дома. | Обучающиеся показывают личностное осмысление материала, демонстрируют опорные знания и способы деятельности, проявляют ценностные отношения. - Глагол и прилагательное. Ученики выполняют морфологический разбор предложенных слов, называют морфологические признаки глагола и прилагательного. Приводят примеры предложений, отражающих основную мысль текста: - Без печатных знаков человечество погрязло бы в невежестве и безнравственности. - С потерей грамоты человек потерял бы и многое другое. - Без письма люди бы растеряли мораль и нравственность. |
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников. Озвучивание и применение учениками знаний о грамматическом значении и морфологических признаках причастия. Сопоставление знаний и опыта для выявления и озвучивания темы урока. Основные понятия: причастие, его грамматические и морфологические признаки, синтаксическая функция. Цели для учителя: - создать проблемную ситуацию, при которой недостаточно знаний о частях речи, - спрогнозировать предстоящую деятельность по изучению причастия; - подвести обучающихся к выведению темы, цели и задач урока. Цели для обучающихся: - зафиксировать причину затруднения; - под руководством учителя сформулировать новое понятие, тему, цель, задачи урока. (5 минут) | - А теперь вернёмся к стихотворению. Прочитайте его сами ещё раз. - Ребята, что помогает автору создать образ осени? - Сможем ли мы легко определить части речи всех однокоренных слов? - А слова «пожелтевших» и «в желтеющем»? Возможно, это какая-то новая часть речи? - Давайте попробуем сделать морфемный разбор всех однокоренных слов. - Ребята, у нас проблема. Мы не знаем, какой частью речи являются эти слова, мы поняли лишь, что они каким-то образом причастны к прилагательным и глаголам, но это не прилагательные и не глаголы, так как имеют различие в значении и морфемном составе. - Какую цель мы себе поставим? - Итак, вы показали, что хорошо знаете глаголы и прилагательные. А что вы хотите узнать о словах новой части речи? - Это новая для нас часть речи называется « причастие». - М В.Ломоносов так говорил о причастии: Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М.В. Ломоносов - Давайте сформулируем и запишем тему урока: «Причастие как часть речи». - А какую задачу будем решать? Подытоживает тему и задачи урока: - тема сегодняшнего урока посвящена особой форме глагола – причастию. Мы должны сформулировать грамматическое значение, научиться распознавать эти слова и различать их грамматические формы. Формы и методы контроля: - опрос, наблюдение и корректировка; индивидуальная, фронтальная. | Учащиеся читают стихотворение, отвечают на вопросы. - Повторы. В тексте много однокоренных слов. Учащиеся отвечают, что слово «пожелтел» - глагол, т.к обозначает действие и отвечает на вопрос «что сделал?»; слово «жёлтые» - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какие?». - Слова «пожелтевших» , «желтеющем» похожи на прилагательные, т.к. отвечают на вопрос «какой?», но показывают, что клёны пожелтели, сад желтеет, т.е. произошло действие, а действие обозначают глаголы. Учащиеся разбирают слова и замечают, что в словах «пожелтевших» и «желтеющем» есть суффиксы, с которыми они раньше не сталкивались. - Да, наверное, это новая часть речи. - Исследовать подобные слова, узнать, какая это часть речи, научиться находить её в тексте. - На какие вопросы отвечают? - Что обозначают? - Что имеют общего с прилагательным и глаголом? - Какие имеют морфологические признаки? - Какова синтаксическая роль подобных слов? Обучающиеся, работая коллективно и индивидуально, вспоминают морфологический и морфемный разборы, делятся субъективным опытом, демонстрируют опорные знания и способы деятельности, сравнивают глаголы, прилагательные и новые части речи и приходят к выводу. Решают лингвистическую задачу, распознавая грамматические и морфологические признаки, определяют значение и синтаксическую роль, наблюдая и сравнивая. Дети формулируют тему, записав её в тетрадь, и цель – определить значение, все признаки причастия. Ученики формулируют задачу: - ознакомившись с информацией учебника о причастии, определить значение и грамматические признаки. Дети ищут ответ на вопрос, выдвигают гипотезу, доказывают (доказательство должно быть полным). |
Изучение новых знаний Знакомство с причастиями и их грамматическими признаками. Просмотр слайдов презентации с дополнительной информацией. Новые понятия: определяемое слово. Цели для учителя: - организовать исследование нового лингвистического материала; - побудить обучающихся к активному восприятию и осмыслению теоретического материала для изучения новых знаний. Цели для учащихся: - исследовать и зафиксировать грамматические особенности причастий; - чётко формулировать выводные знания. Методы и формы работы: - метод эвристического наблюдения; - исследовательский метод; - метод целесообразных задач; - подводящий, побуждающий диалог; - работа с учебником, справочными материалами слайдов; -построение кластера; - методы мотивации и стимулирования познавательной активности; здоровьесберегающий; - наблюдение и коррекция учителя. Индивидуальная, парная, фронтальная. (7 минут) | Устно: - Ну что ж, приступим к исследованию. Обратим внимание на слова «пожелтевший» и «желтеющий». Обозначают ли они признак предмета? - Постоянный ли это признак? Всегда ли эти клёны и сад были жёлтыми? - Конечно. Давайте определим, какими членами предложения они являются. - Итак, мы выяснили общее значение слов данной части речи. Эти слова мы нашли в тексте. Можем ли мы судить об их синтаксической роли? - Что ж, давайте продолжим сопоставлять новые слова с прилагательными. Что мы для этого будем делать? - Давайте попробуем просклонять прилагательное и новое слово. Составляется таблица. Индивидуально у доски: Два ученика вызываются к доске, один склоняет прилагательное другой причастие, выделяют окончания - А изменяются ли они по числам? - А по родам? (всё записывается на доске, окончания выделяются) - Мы увидели, что у слов новой части речи много общего с прилагательными. Но мы с вами уже отмечали сходство этих слов и с глаголами. Давайте сопоставим два новых слова «пожелтевший» и «жёлтеющший». Что они означают? Учитель замечает только, что формы будущего времени у этих слов нет. Работа с учебником (п. 7) в парах: - чтение информации, сравнение с предположениями учащихся; - уточнение и углубление понимания информации учащимися с помощью вопросов. Составление и обсуждение кластера по причастию | Да, жёлтый цвет, они отвечает на вопрос «какой», как прилагательное. -Нет, клёны пожелтели в какое-то время, сад сейчас желтеет. Значит, если прилагательные обозначают постоянный признак, то эти слова – признак, проявляющийся в какое-то время. Учащиеся подчёркивают слова «пожелтевших и желтеющем». Делают вывод о том, что, подобно прилагательному, в предложении слова новой части речи являются определением. - Раз прилагательные изменяются по родам числам и падежам, давайте проверим, есть ли эти признаки у слов новой части речи. падеж | прилагательное | причастие | И.п. | жёлтый лист | желтеющий сад | Р.п | жёлтого листа | желтеющего сада | Д.п. | жёлтому листу | желтеющему саду | и т.д. - Давайте проверим. Жёлтый лист – жёлтые листья Желтеющий сад – желтеющие сады - Да, изменяются. - Проверим. Желтеющий сад – желтеющая роща – желтеющее поле. Учащиеся делают вывод, что новые слова изменяются по родам, числам и падежам, как и прилагательные, и имеют сходные окончания. - Пожелтевший – значит уже пожелтел, действие завершилось в прошлом. Желтеющий – сейчас желтеет, действие длится в настоящем. Значит, эти слова, как и глагол, могут иметь время и вид. Дети исследуют, каковы отличительные признаки причастий, их значение, синтаксическая роль. Работают в парах с учебником, сопоставляют информацию учебника и презентации со своей гипотезой, анализируют, выявляют общее и различное между прилагательным и причастие, между глаголом и причастием. Учащиеся просматривают слайды презентации с дополнительным материалом, наблюдают, анализируют, запоминают особенности склонения причастий. Склоняя данные слова, сравнивают прилагательное и причастие. Составляют кластер по причастию: ПРИЧАСТИЕ (называет признак предмета по действию, проявляющийся во времени) Имеет признаки: прилагательного глагола - вопрос; - время; - склонение; - возвратность; - синтаксическая роль; - вид; - согласуется с существительным На данном этапе вида работы в исследовательскую деятельность вкладывается понятие понимания отличительных особенностей причастий, их близость к прилагательному и глаголу. Работают парно, советуются друг с другом, находят общие решения. |
Первичная проверка понимания изученного. Организация деятельности обучающихся по распознаванию причастий, их преобразованию в глагольные сочетании и наоборот. Распределение класса на группы в соответствии с уровнем сложности задания. Выявление пробелов первичного осмысления обучающимися информации, ликвидация неясностей осмысления изученного материала. Цели для учителя: - создавать условия для первичного закрепления обучающимися изученного материала; - создать ситуацию творческого осмысления материала при наблюдении за сочетаемостью слов. Цели для обучающихся: - выписать из текста словосочетания с причастиями; - отработать в группах навык распознавания причастий, определения их грамматических признаков и синтаксической роли; нахождение определяемого слова. Формы и методы работы: осложнённое списывание; - выборочное списывание; - работа по определению грамматической формы; орфографический и пунктуационный анализ; самостоятельная работа; фронтальная проверка знаний. Дифференцированная, индивидуальная, групповая, фронтальная. (7 минут) | Работаем с заданием учебника (упражнение 42) - выписать причастия с определяемым словом, - выделить суффиксы, - определить грамматические признаки, - указать синтаксическую роль. Группа А работает у доски и в тетради – второй абзац. Группа Б работает самостоятельно (первый абзац) Парная работа: - преобразовываем сочетания слов с глаголом в причастия (информация на слайде): - человек, который рисует; - шарик, который летит; - листва, которая зашумела. - И в обратном порядке: - пишущий мальчик; - увядшая трава; - работающий механизм. Индивидуальная дифференцированная работа (раздаточный материал): - выполняем задание (часть А на «3», А+Б на «4», А+Б+С на «5») Часть А: Найдите в строчке причастие, выпишите его и укажите его отличительный признак. Рассуждайте так: Гореть, горячий, горящий - Причастие горящий (какой? что делающий?), т.к. обозначает признак по действию,т.е. непостоянный признак предмета, а появившийся у предмета под определенным действием; - гореть (что делать?) – глагол, т.к. обозначает действие предмета; горячий(какой?) прилагательное, т.к. обозначает постоянный признак, присущий предмету. Играющий, игривый, играл Часть Б Определите время и вид следующих причастий: ночующий (на обочине) включенный (телевизор) (случайно) встреченный Образец рассуждения: ночующий (что делающий?) – образовано от глагола ночевать (что делать?), обозначающего незавершенное действие. Образец записи: ночующий (что делающий?) – наст. вр., несов. в. Часть С Выделите глагол, от которого образовано данное причастие. Образуйте формы причастий от остальных глаголов. Сложивший – сложить, сложиться, складывать, складываться. Дополнительно: индивидуально- работа с тренажёром hГttps://resh.edu.ru/subject/lesson/2648/start/ | Выполняют упр. 42 по группам: - праздник основанный; - праздников отмечаемых; - матерям дарящим; - традиция уходящая. Работают в парах Преобразовывают сочетания с глаголами в причастия: -рисующий; - летящий; - зашумевшая. Причастия перестраивают в глагольные сочетания: - мальчик, который пишет; - трава, которая увяла; - механизм, который работает. Выполняют дифференцированное задание. Часть А: - играющий ( причастие, т к обозначает признак по действию)4 - игривый (прилагательное, т к обозначает постоянный признак; - играл (глагол, т к обозначает действие предмета). Часть Б: - включённый (что сделанный?) – образовано от глагола включить (что сделать?), обозначающего завершённое действие ( прош. время, сов. вид). -встреченный (что сделанный?) - образовано от глагола встретить (сто сделать?), обозначающего совершённое действие (прош. время, сов. вид). Часть С: - Сложивший – сложить, так как имеют общий суффикс –И-. - Сложиться – сложившийся, так как имеют общий возвратный суффикс –СЯ. - Складывать – складывающий или складывавший, так как имеют общий суффикс –ЫВА-. Дети принимают участие в коллективной работе класса, выполняют поставленные учителем задачи, приходят к определённым выводам, сформулированным в процессе обсуждения, слушают товарищей. Дополняют, корректируют их ответы. Ребята выписывают словосочетании с причастиями, определяют из грамматические признаки, синтаксическую роль. Развивается умение распознавать изученную часть речи, выявлять её признаки и особенность употребления в речи. Класс принимает участие к коллективном решении проблемных задач Индивидуальная работа для обучающихся разного уровня обученности на платформе Российская электронная школа hГttps://resh.edu.ru/subject/lesson/2648/start/ |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация Выполнение игрового задания с причастиями Творческая восстановительная работа с текстом: обучающиеся проводят частичный анализ текста, вставляют пропущенные причастия по смыслу. Коллективное обсуждение выполненного задания. Обогащение словаря учащихся. Развитие навыка объяснения смысла фразеологизмов, составления с ними предложений. Цели для учителя: - обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; - организовать аналитическую и творческую деятельность, как личнозначимый результат освоения нового материала. Цели для обучающихся: - применение нового знания путём творческого осмысления содержания текста и самовыражения. Методы и формы работы: - игровой; - устная и письменная работа с текстом: анализ, восстановление, разбор; Создание ситуаций: - сотрудничества в творческом процессе восстановления текста; - успеха; - контроля и самоконтроля. Практический, индивидуальный, групповой, фронтальный. (8-9 минут) | Игра «Поймай на слух» Я буду называть слова, а вы хлопаете в ладоши, если называю причастие. Горький, громыхать, шепчущий, помнится, веселящийся, седоватый, интересоваться, болтает, омываемый, купленный. Работа с текстом (распечатка на каждом столе): Вместо пропусков нужно вставить причастия, подходящие по смыслу. Проверить текст. Определить стиль текста, тему, основную мысль. В последнее время экологические проблемы имеют глобальный характер и затрагивают все человечество. К числу самых (волнующих) относятся проблемы, (связанные) с загрязнением (окружающей) среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Тревожная обстановка наблюдается и в нашей станице. С каждым годом уровень загрязнения реки Кумылга возрастает, а значит, загрязняются Хопёр и Дон. Нужно помнить, что будущее планеты зависит от каждого из нас. Примечание: группа учащихся с повышенной мотивацией, выполнивших предыдущее задание устно выполняет упр. 47 (перестраивает предложения, чтобы избежать речевых повторов и одинаковых синтаксических конструкций) Подготовка к ВПР: - объясните значение фразеологизмов; - с любым фразеологическим оборотом составьте предложение. Вооружённый до зубов Высосанный из пальца Глас вопиющего в пустыне Из ряда вон выходящий. Битый час. | Играют в игру. Работают с текстом. В тексте предложили такие варианты причастий: - распространённых/волнующих, - связанные, - окружающей. Назвали темы: - проблема экологии, - экологическая проблема нашей станицы. Определили основную мысль: - каждый человек должен понимать свою ответственность за состояние нашей земли. Составляют предложения, используя фразеологизмы. - Вооружённый до зубов солдат напал на охотников. - Битый час я ждал друга на площадке. - Из ряда вон выходящий случай произошёл у нас в школе. Дети учатся структурировать знания, выявлять системные связи в языке, выбирают наиболее эффективные способы решения задач, отрабатывают умение осознанно строить высказывание, оценивать способы действия; проявляют творческое начало при восстановлении текста. На основе заданий и полученной информации формируется навык культуры речи – употреблять причастия в речи, в том числе во фразеологизмах. Работа в группах с самостоятельным подбором слов и выводами. |
Контроль и самоконтроль, коррекция Обсуждение и анализ учебной деятельности. Устранение ошибок. Цели для учителя: - обеспечить у обучающихся способность к оценочным действиям; - установление обучающимися внутрипредметных, межпредметных и метапредметных связей; - выявление затруднений и оказание помощи в их исправлении. Цели для обучающихся: - осмыслить успешность и возникшие трудности в распознавании причастий и способах действий по применению знания; - способы коррекции выявленных недостатков. Методы и формы работы: - решение задания в режиме «да-нет»; - наблюдение и анализ; - восстановление в памяти грамматических признаков причастий; - выявление познавательных затруднений; - подводящий, побуждающий диалог; - самооценка и коррекция своей деятельности. Индивидуальная, фронтальная. ( 4-5 минут) | Игра «Верю - не верю» (взаимопроверка). Я верю, что… А) Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного + Б) Причастия не имеют будущего времени + В) У причастий нет краткой формы - Г) Причастия всегда являются определениями в предложении. - Д) На правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени спряжение глагола не влияет. – № задания А Б В Г Д | Ответ + + - - - | Запишем под диктовку предложение, автором которого является писатель-классик Сергей Довлатов(на доске и в тетради) Каждый прожитый день – ступенька в будущее. - Графически объясните пунктограмму; - найдите причастие; - объясните смысл афоризма. | Выполнение действий по коррекции выявленных недостатков: - терминологический диктант; - нахождение причастия в предложении; -выборочная аналитическая работа. Играют в игру «Верю – не верю». Заполняют таблицу ответов самостоятельно с последующей взаимопроверкой и фронтальной проверкой. Работают с предложением. Предлагают варианты осмысления: - От каждого дня зависит будущее. - Мы каждый день строим своё будущее. Результаты: - развивается языковая догадка; - развивается умение писать слова с изученной орфограммой в составе предложения; - совершенствуются навыки по изученному ранее материалу. Задания выполняются самостоятельно с последующей взаимопроверкой и фронтальной проверкой. |
Подведение итогов урока, рефлексия Анализ и обсуждение опыта, полученного на уроке. Обсуждение домашнего задания. Цели для учителя: - сообщить учащимся о домашнем задании: - зафиксировать новое содержание урока через рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Цели для обучающихся: - оценить свою работу на уроке на основе критериев успешности учебной деятельности; - выбрать вариант домашнего задания. (2 минуты) | Беседует с классом: - Что нового и полезного для своего будущего сегодня узнали? - Назовите ключевые слова урока. - О чём, кроме причастий, мы сегодня говорили? (Об экологии, о будущем) Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. (Все старались, молодцы, особенно успешно работали Анашкина Юлия, Вихлянцева Полина, Гришина Полина, Сахибова Диана, Харчевников Артём. Отметка «5». Очень старались Мурадян Эрик, Тележкин Мирон и Кривошеева Алина. Отметка «4». Остальные ребята тоже старались, но не всё получилось пока.) Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния ходе урока, взаимодействия с учителем и одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Выразите ваши впечатления от урока, продолжив предложения: Я сегодня научился… Я сегодня узнал… Теперь я могу… Предлагает домашнее задание на выбор: упражнение 46 или 48. | Соотносят цели и результаты своей деятельности. Вырабатывают критерии оценки по определению степени успешности работы. Ученик получает оценку за работу на уроке и принимает объективный комментарий учителя, определяет свой уровень информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе. Было предложено дифференцированное домашнее задание по выбору, объяснено условие успешного выполнения. |