Организационный | - Ребята, прочитайте, пожалуйста, пословицу на доске. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. - Как вы понимаете смысл пословицы? Так и на уроке, новая тема требует вашего полного внимания, времени для посторонних дел нет. | Браться сразу за два дела одновременно нельзя, пострадает качество выполнения работ. |
Актуализация знаний | - Посмотрите на доску, перед вами корзина идей. - Давайте посмотрим, что в ней. Вспомним, что мы знаем о предложении, работая в паре. Давайте повторим правила работы в паре. 1.Что такое предложение? 2.Какие бывают предложения? 3.Что такое грамматическая основа? 4.Какие главные члены предложения вы знаете? 5. Как подчёркивают главные члены предложения? - Молодцы, правильно! - Мы с вами вспомнили всё, что знаем по теме «Предложение». | 1 слово – Предложение. Прислушиваться к мнению друг друга; Уважать чужое мнение; Не спорить; В работе должны принимать участие оба ученика. Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Повествовательное, вопросительное, побудительное. - это главные члены предложения. - подлежащее и сказуемое. - подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя чертами. |
Работа по теме урока | - Давайте посмотрим, что осталось в нашей корзине? - Может ли кто-то сказать, как эти слова связаны со словом предложение? - Ребята, вы высказали свои предположения, что такое распространённые и нераспространённые предложения. Проверим ваши предположения на уроке. Работая в парах, сформулируйте тему урока. Какая пара справилась быстрее? Сегодня целью нашего урока является ответ на данный вопрос. - Откроем тетради, запишем сегодняшнюю дату, «Классная работа». - Воспользуемся планом работы, а помогут нам словам - помощники. (план фиксируется на флипчарте) Исследовать (распространённые и нераспространённые предложения) Понять (в чем отличие распространённых и нераспространённых предложений) Тренироваться (отличать нераспространённые от распространённых, составлять самостоятельно распространённые и нераспространённые предложения. - Прочтите и сравните предложения: Кружатся листья. В воздухе кружатся золотые листья. - Подчеркните в них грамматическую основу. Обсудите в паре, чем одно предложение отличается от другого. Назовите слова во втором предложении, которые делают его более выразительным и полным. Откройте учебники на странице 35, прочитайте правило и сделайте вывод. - Используя заготовку, составьте схему, которая поможет запомнить правило. Составьте алгоритм определения распространенных и нераспространенных предложений. (На слайде алгоритм составлен неверно) - Ребята, как вы думаете, какие предложения мы используем в речи чаще? - Конечно, распространённые. А почему? Физминутка. Выполним упражнение 39. (Работа с интерактивной доской). Спишите одно предложение, состоящее только из главных членов. Самостоятельная работа на карточках – упр. 40. Составьте из данных слов распространенное и нераспространенное предложение, подчеркните грамматическую основу. | 2 и 3 слово - распространённые и нераспространённые. Предположения детей. «Что такое распространенное и нераспространенное предложение?» Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называется распространёнными. * найди в предложении грамматическую основу; * определи, есть ли в этом предложении второстепенные члены; *сделай вывод. Распространенные предложения помогают нам более точно и подробно передать информацию. С их помощью мы можем узнать, где происходило событие, когда и как. Наша речь становится богаче и ярче. Заголовок: Утро. Наступает утро. Промчался резвый ветерок. Слабо зашумели деревья. Блеснуло солнце. Запели птицы. |
Рефлексия | - Ребята, на какой вопрос мы сегодня старались с вами найти ответ? - Мы выяснили, что в нашей речи мы используем распространённые и нераспространённые предложения, которые делают нашу речь выразительной и богатой. Настало время подвести итог нашего урока. - У каждого из вас на столе картинка портфеля. - Если вы получили радость познания на уроке и вся полученная информация для вас важна и пригодится в будущем, то прикрепите ваши маленькие портфели к большому портфелю знаний на доске. | «Что такое распространенное и нераспространенное предложение?» |