33
1.5. ВИДЫ И СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ
ПОНЯТЬ
Для чего в науке при изучении каких-либо объектов часто стремятся распределить эти объекты по группам, выделить среди них различающиеся по определенным признакам виды объектов, объединить их в классы? Иными словами с какой целью разрабатывается классификация изучаемых объектов?
Есть некоторые общие свойства информации и общие закономерности работы с ней. Но работа с текстом рассказа отличается от работы над партитурой музыкального произведения, а проведение расчета по формулам имеет мало общего с созданием мультфильма. То есть существуют особенности протекания информационных процессов для информации разных видов. Знание, к какому виду относится информация, поможет выбрать наиболее подходящие средства и методы для работы с ней.
Какие виды информации можно выделить? Какие признаки можно выбрать в качестве оснований деления?
Поскольку в наибольшей степени информацию мы связываем с восприятием и осознанием поступающих сигналов человеком, то можно разделить ее по тому, каким образом информация воспринимается людьми.
У человека пять органов чувств:
- зрение, с помощью которого люди различают цвета, воспринимают зрительные образы;
- слух, с помощью которого воспринимается звуковая информация - речь, музыка, звуковые сигналы, шум;
- обоняние, с помощью которого люди получают информацию о запахах окружающего мира;
- вкус, с помощью вкусовых рецепторов языка можно получить информацию о том, каков предмет - горький, кислый, сладкий, соленый;
- осязание, кончиками пальцев (или просто кожей), наощупь можно получить информацию о температуре предмета - горячий он или холодный, о качестве его поверхности - гладкий или шероховатый.
ПРИМЕР
Практически около 80-90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 8-15% - при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1-5% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).
Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы сигналы внешнего мира поступают в головной мозг для анализа и осмысливания.
А вот, например, лисы, собаки и многие другие животные основную часть информации получают с помощью носа. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация - звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.
Когда мы изучаем не отдельного человека, а группы людей - социальные системы, вряд ли имеет смысл разделять информацию, циркулирующую в такого рода системах, по способу ее восприятия отдельным человеком. В этом случае целесообразно рассматривать другие основания деления. Например, можно распределить информацию на виды по степени значимости для общества.
Информация может быть:
- личной: это знания, опыт, интуиция, умения, эмоции, наследственная память конкретного человека;
- специальной, значимой для определенной группы людей:
- научная;
- производственная;
- техническая;
-управленческая;
-общественной, значимой для большинства членов общества:
-общественно-политическая, научно-популярная (то, что мы получаем из средств массовой информации, кроме того, опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.);
- обыденная информация (а, которой мы обмениваемся в процессе повседневного общения);
- эстетическая (изобразительное искусство, музыка, театр и др.).
Но выделенные виды информации вряд ли будут полезны, когда речь идет о технических или социотехнических системах. В этом случае интерес может представлять деление на виды в зависимости от формы представления информации.
Общение между людьми (да и любая коммуникация в общем случае) не мыслится без того, чтобы передаваемая информация была как-то выражена, зафиксирована с помощью знаков или сигналов, оформлена в соответствии с правилами, понятными всем субъектам общения.
Рассмотрим некоторые виды информации в зависимости от формы ее представления.
Текстовая информация: текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио.
Заметим, что в устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена преимущественно в словесной, текстовой форме.
Числовая информация: таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда, статистические данные о населении страны и др.
В “чистом” виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.
ПРИМЕР
Вы получили телеграмму: “Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера”. В данном тексте “двенадцатого” и “восемь” мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами.
Графическая информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии.
Такая форма представления информации наиболее наглядна и доступна для восприятия и осознания, так как сразу передает необходимый образ, а словесная и числовая требует мысленного воссоздания образа. В то же время, графическая форма представления часто не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемых данных. Поэтому наиболее эффективно сочетание текста , числа и графики.
ПРИМЕР
При решении задач по геометрии мы используем чертеж (графика) + пояснительный текст (текст) + численные расчеты (числа).
Звуковая информация: речь, музыка, звуковые сигналы.
Данный вид информации также важен в процессе коммуникации. Звуковые сигналы привлекают наше внимание (звонок на перемену, вой сирены), пробуждают чувства (музыкальные произведения), создают определенный настрой (тембр голоса собеседника).
Некоторое представление о разнообразии подходов к выделению видов информации может дать следующее определение информации, приведенное в энциклопедическом словаре: “Информация - это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму”.
В приведенном определении выделены четыре вида информации:
социальная (человек - человек);
техническая (человек - автомат, автомат - автомат);
биологическая (информация в животном и растительном мире);
генетическая (передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму).
Существуют и другие варианты классификации информации по видам:
по сфере применения информации (экономическая, географическая, социологическая и пр.);
по характеру источников информации (первичная, вторичная, обобщающая и пр.);
по характеру носителя информации (информация, “зашифрованная” в молекулах ДНК или в длинах световых волн; информация на бумажном или магнитном носителе, информация, хранящаяся в электронном виде и пр.).
Конкретный исследователь выбирает для себя ту или иную классификацию в зависимости от стоящей перед ним проблемы, от тех взаимосвязей, которые он изучает.
ПРИМЕР
Химик, физик, биолог использует классификацию по характеру носителя информации. В теории информации и кодирования прежде всего рассматриваются источники информации. В социологии наиболее интересным является сфера применения и общественное значение информации.
Когда речь идет о компьютере, то наиболее часто выделяются виды информации в зависимости от формы ее представления.
Компьютер помогает человеку хранить, передавать, преобразовывать информацию текстового, числового, звукового, графического и комбинированного вида.
В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации становится основной в вычислительной технике. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.
СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ
Информация нам нужна для того, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения. Но любая ли информация помогает нам в этом? Знание свойств информации может помочь человеку оценить в каждом конкретном случае, насколько решения, принятые на основе имеющейся информации, могут быть верными.
Свойства информации можно рассматривать и как ее качественные признаки.
1. Информация - это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому, в качестве важного свойства информации можно выделить ее объективность.
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
ПРИМЕР
Сообщение “На улице тепло” несет субъективную информацию, а сообщение “на улице 22 0 С” - объективную (если термометр исправен).
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания, пристрастий конкретного субъекта.
2. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.
Только достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
- преднамеренное искажение (дезинформация);
- искажение в результате воздействия помех (“испорченный телефон”);
- в случае, когда значение реального факта приуменьшается или преувеличивается (слухи, “рыбацкие истории”, реклама, политические дебаты).
3. Чтобы решить поставленную задачу лучше иметь полную информацию.
Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
ПРИМЕР
Мечта историка - иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению.
Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: “Недоученный хуже неученого”.
Избыток информации может быть также вреден при принятии решения, как и ее недостаток, поскольку для анализа и обработки дополнительной информации требуется время. А время для человека - один из самых дефицитных и дорогостоящих “ресурсов” его жизни, не говоря уже об экстремальных ситуациях, когда от быстроты принятия решения может зависеть очень многое.
4. Актуальность (своевременность) информации - важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу.
Неактуальной информация может быть по трем причинам, она может быть:
устаревшей(прошлогодняя газета);
преждевременной (прогноз погоды на лето в январе);
незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на проезд в транспорте на 5%).
5. Информация может быть полезной или бесполезной (ценность информации).
Но, так как четкой границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью. Оценка полезности информации всегда субъективна. То, что полезно для одного человека, может быть совершенно бесполезно для другого.
Самая ценная для нас информация - полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом, примем во внимание, что небольшой процент “бесполезной” информации в книгах даже полезен для читателя, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста.
Учтите также, что самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
С точки зрения техники, свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.
6. Поскольку во многих подходах к определению понятия “информация” подчеркивается, что информация воспринимается, получается кем-то, то важным свойством информации является ее понятность. Даже самая актуальная и достоверная информация будет для вас бесполезной, если она выражена на незнакомом языке.
Любую информацию можно характеризовать с точки зрения ее объективности, достоверности, полноты, актуальности, понятности и полезности.
Социальная информация обладает еще и дополнительными свойствами. А именно.
7. Имеет семантический (смысловой) характер.
Как правило, содержание, смысл для человека важнее, чем форма представления информации.
8. Имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например, изобразительного искусства).
Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) либо специальных языках
ПРИМЕР
Многие алгоритмы, встречающиеся в профессиональной деятельности экономистов, технологов и т.д. могут быть представлены в словесной форме, записаны на языке математики - в виде математических формул, либо на языке блок-схем.
9. С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция - от латинского cumulatio - увеличение, скопление).
10. Свойство старения информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю информацию.
Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) - медленнее.
11. Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.
ЗНАТЬ
Виды информации
по способам восприятия | по форме представления | по общественному значению |
визуальная аудиальная тактильная обонятельная вкусовая | текстовая числовая графическая звуковая комбинированная | массовая специальная личная | -обыденная -общественно-политическая -эстетическая -научная -производственная -техническая -управленческая -знания, умения -прогнозы, планы -чувства, интуиция |
1. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения. 2. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. 3. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения. 4. Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени. 5. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью. 6. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя. |  |
УМЕТЬ
ЗАДАНИЕ 1
Приведите примеры:
а) информации, представленной в текстовой, числовой, графической форме;
б) в которых числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе с числовой.
ЗАДАНИЕ 2
Укажите вид и носитель информации в следующих примерах:
| Вид информации | |
Пример | по способу восприятия | по форме представления | Носители |
задача по алгебре | | | |
письмо | | | |
картина | | | |
опера | | | |
радиопередача | | | |
телевизионная передача | | | |
аромат сирени | | | |
вкус лимона | | | |
желтый цвет | | | |
ЗАДАНИЕ 3
Приведите примеры:
- достоверной, но необъективной информации;
- объективной, но недостоверной информации;
- полной, достоверной, но бесполезной информации;
- неактуальной информации;
- актуальной, но непонятной информации.
ЗАДАНИЕ 4
В следующих примерах определите свойства информации:
4.1а. Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ... на японском языке.
4.1б. На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач.
4.2. Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство.” Удовлетворившись таким предсказанием завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. Во гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”
ВОПРОСЫ - ПРОБЛЕМЫ
1. Какими свойствами может обладать информация о будущем (предсказания, гадания, пророчества).
2. Можно ли придумать пример необъективной, недостоверной, неполной, неактуальной, бесполезной, непонятной информации.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Все знания об окружающем мире мы получаем с помощью наших органив чувств. Насколько мы им можем доверять?
За долгие годы ученые придумали и построили много обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены возможности нашего глаза.
При взглядена рисунок 1 кажется, что вертикальная линия длинее горизонтальной, хотя в действительности обе они имеют равную длину. На рис. 2 обе горизонтальные линии имеют одинаковую длину. Точкой А на рис. 3 помечена середина горизонтального отрезка. Иллюзия неравенства его правой и левой частей создается стрелками на концах. Как ни трудно в это поверить диагональ АВ рис. 4 равняется диагонали АС, и окружности в центре левой и правой фигур на рис. 5 равны.

Вкусовые, слуховые и тактильные ощущения также могут порождать иллюзии: сладкие напитки постепенно начинают казаться менее сладкими; если опустить руку сначала в ледяную воду, а потом сразу в теплую, то она покажется горячее, чем на самом деле; если в течении нескольких минут подержать в руках тяжелый предмет, то после этого другой, более легкий предмет покажется нам почти невесомым.