СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассная работа ПРОЕКТ «Формирование здорового образа жизни у обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа ПРОЕКТ «Формирование здорового образа жизни у обучающихся»»

Здоровье-это вершина, которую каждый

должен покорить сам»

(восточная мудрость)

ПРОЕКТ

«Формирование здорового образа жизни обучающихся»

Актуальность проекта

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Оно помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас хочет быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Здоровье надо сохранять, оберегать и улучшать. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка. Но, к сожалению, в последнее время имеется тревожная статистика с состоянием здоровья детей и подростков.

Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье. Исследованиями доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и 50% от образа жизни. Курение, нарушение режима дня и сна, «нездоровое» питание (газированные напитки, чипсы, сухарики, чрезмерное употребление сдобы, сладостей и т. п.), чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, отсутствие санитарно-гигиенические навыков – все это вредит растущему организму подростка. В настоящее время недостаточно внимания уделяется вопросам профилактики заболеваний, формированию навыков здорового образа жизни в повседневной жизни.

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья учащихся. Для улучшения работы в этом направлении необходим поиск новых условий, позволяющих качественно улучшить работу по формированию таких навыков у учащихся, ведение просветительной работы с родителями с целью нейтрализовать имеющийся негативный опыт. И важным аспектом в решении данной проблемы и является реализация проекта по формированию навыков здорового образа жизни в условиях реализации воспитательного компонента классного руководителя.



Цель проекта:

создать благоприятную образовательную и воспитательную среду для формирования знаний и навыков по здоровому образу жизни.

Объект проекта:

индивидуализация воспитательного и образовательного процесса на основе здоровья ученика, его физических и психофизиологических возможностей.

Предмет проекта:

координация деятельности специалистов и педагога школы, создание условий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни учащихся.

Гипотеза проекта:

если участники проекта разработают и апробируют систему комплексного сопровождения учащихся по формированию здорового образа жизни, то это будет способствовать улучшению физического и психического здоровья обучающегося, создаст благоприятные условия пребывания в группе сверстников, будет способствовать развитию способностей каждого и поможет выработать у каждого адаптационные механизмы социума.

Задания проекта

  • четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния класса;

  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;

  • освоение новых методов деятельности в процессе обучения обучающихся, использование технологий урока, сохраняющих здоровье учащихся;

  • планомерная организация полноценного сбалансированного питания обучающихся с учетом особенностей состояния их здоровья;

  • привлечение психологической и медицинской службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;

  • использование системы внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся;

  • формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

  • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

  • формирование положительной мотивации, направленной на занятие физическими упражнениями, разными видами спорта;

  • формирование основ медицинских знаний по вопросам предоставления доврачебной помощи себе и другому человеку;

  • создание условий для удовлетворения потребностей каждого ученика в укреплении здоровья, физическом и духовном развитии;

  • воспитание у учащихся соответствующих мотивационных и поведенческих характеристик, активной социальной ориентации на здоровый образ жизни;

  • достижение выполнения правил сохранения здоровья;

  • содействие духовному и физическому развитию молодежи, воспитание у нее чувства гражданского сознания и патриотизма.

Научно-педагогические принципы построения программы:

  • поддержка интереса к двигательной и познавательной активности;

  • единство физического и психологического развития;

  • наглядность;

  • принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности;

  • принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры;

  • учет возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.



Методы проекта:

Эмпирические:

  • изучение литературы и инструктивно-методических документов;

  • тесты;

  • наблюдение;

  • опросы;

  • передовой педагогический опыт.

Практические:

  • моделирование;

  • сравнение;

  • обобщение;

  • классификация

Методы исследования:

  • диагностика уровня развития детей, выявление индивидуальных особенностей психического, физического, интеллектуального развития, уровня развития психических процессов (социальная зрелость, интеллект, стиль общения);

  • тестирование педагогов на предмет готовности к работе над проектом;

  • анкетирование родителей;

  • составление социального паспорта семей;

  • психолого-педагогическое наблюдение детей;

  • составление индивидуальной карты развития ребенка.

Виды мониторинга по отслеживанию результатов:

  • дидактический (отслеживание по разным сторонам учебно-воспитательного процесса).

  • воспитательный (наблюдение за разными сторонами воспитательного процесса, система отношений взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса).

  • управленческий (отслеживание по характеру взаимоотношений на разных управленческих уровнях):

  • социально-психологический (наблюдение за системой коллективно-групповых, должностных отношений, по характеру психологической атмосферы педагогического коллектива, детей, родителей).

  • медицинское (состояние здоровья: улучшение, ухудшение).

Состав творческой группы:

  • заместитель директора по учебно-воспитательной работе

  • медицинская сестра школы

  • заместитель директора по административно-хозяйственной части

  • психолог школы

  • классный руководитель

  • учителя-предметники

Прогнозируемая модель личности учащегося:

    • физически, нравственно, духовно здоровая личность, адаптированная к условиям нестабильного социума;

    • понимание необходимости ведения здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека;

    • устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями;

    • потребность в самостоятельной двигательной активности.

Реализация проекта направлена

на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, включающему в себя:

  • культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

  • культуру физическую (способность управлять физическими движениями);

  • культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

  • культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).

Основные направления программы

Профилактические

1. Обеспечение благоприятной адаптации учащихся в начале учебного года;

2. Выполнение санитарно-гигиенического режима;

3. Решение оздоровительных задач средствами уроков физической культуры;

4. Профилактическое предупреждение острых заболеваний и невротических состояний;

5. Проведение социальных, санитарных и специальных мероприятий по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационные

1. Организация здоровьесберегающей среды в классе;

2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;

3. Составление индивидуальных планов оздоровления;

4. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта формирования здорового образа жизни, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

5. Пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, педагогических работников;

Лечебно-профилактические

1. Коррекция физического и психического развития;

2. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях;

3. Проведение закаливающих процедур;

4. Психогимнастика.

5 этапов работы над проектом:

    • Подготовительный (функции: организационная)

    • Диагностико-концептуальный (функция: диагностическая)

    • Формирующий (функция: практическая)

    • Контрольно-корректирующий (функция: мониторинговая)

    • Обобщающий (функция: аналитическая).

Прогноз возможных негативных последствий

Хотя система комплексного сопровождения учащихся по формированию здорового образа жизни и строится с учетом физического и психического развития каждого ученика, его состояния здоровья, организованной работы с семьями, координации усилий участников проекта в реальной образовательной практике могут возникнуть новые результаты (как положительные, так и отрицательные), не спрогнозированные в гипотезе.

Мы можем предположить возникновение следующих негативных последствий:

    • возникновение сопротивления новому, для преодоления которого потребуются какие-то дополнительные ресурсы;

    • возникновение внутренних и внешних конфликтов между педагогом и учеником, педагогом и родителями ввиду вмешательства в проблему ученика.

Способы коррекции и компенсации возможных негативных последствий:

    • планирование резерва времени для пересмотра спланированных форм, методов, приемов работы с учащимися и их родителями;

    • основательное объяснение родителям и педагогам не только сущности идеи проекта, но и преимуществ данной системы формирования здорового образа жизни;

    • по результатам работы над проектом, мы планируем подготовить методические рекомендации для родителей и педагогов.

Программа работы над проектом

на ________________ учебный год

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный

    • Определение участников реализации проекта и утверждение их функциональных обязанностей;

    • Организация работы учителей, психологической, медицинской службы по сопровождению внедрения программы;

    • Накопление банка данных о методах и формах работы по формированию навыков здорового образа жизни в условиях образовательного заведения;

    • Накопление необходимой нормативно-правовой и материальной базы;

    • Определение основных направлений и форм мониторинга, форм отчетности,

    • Анализ и оформление полученных результатов;

    • Наблюдение за учащимися и психодиагностика интеллектуального, духовного и психического развития ребенка;

    • Изучение социально-психологического климата ученического коллектива;

    • Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, анализу и обсуждению полученных результатов;

    • Определение критериев оценки результатов работы над проектом

    • Создание классного информационно-образовательного центра.


2. Диагностико-концептуальный

  • Наблюдение за учащимися, изучение продуктов деятельности учащихся (анкетирование, беседы и т.п.)

  • Обработка и анализ полученных данных, первые выводы о состоянии сложившихся навыков здорового образа жизни у учащихся.



3. Формирующий

    • Организация методического обучения и самообразования педагогов;

    • Организация работы творческой группы для учителей «Интеграция знаний о здоровье, здоровом образе жизни человека как средство формирования мировоззрения учащихся»

    • Систематический мониторинг педагогических приемов, форм и методов работы, результатов углубленного медосмотра, оздоровления учащихся;

    • Ведение участниками инновационной деятельности рефлексивных записок, портфолио;

    • Изучение уровня компетентности участников эксперимента, состояния их здоровья;

    • Организация деятельности социально-педагогической, медицинской и психологической служб школы;

    • Проведение Дня здоровья;

    • Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, учителей, родителей;

    • Организация работы родительского лектория «Здоровая семья – здоровый ребенок»;

    • Разработать материалы семинара «Формирование у учащихся положительной мотивации на здоровый образ жизни»;

    • Систематическое проведение профилактических мероприятий против инфекционных заболеваний;

    • Организация и проведение воспитательных мероприятий по формированию здорового образа жизни.

4. Контрольно-корректировочный

    • Составление отчетов педагогами, медиком, психологом;

    • Презентация опыта и результатов инновационной деятельности в коллективе;

    • Корректировка проекта, уточнение программы;

    • Дополнительная апробация внесенных изменений;

    • Осуществление анкетирования учащихся и родителей с целью изучения способности к внедрению школьных оздоровительных программ;

    • Осуществление мониторингового исследования уровня здоровья, физического и психического развития учащихся.

5. Обобщающий

    • Подготовка методических рекомендаций;

    • Использование опыта во всех классах школы;

    • Публикация в периодических изданиях.

Ожидаемые результаты

Внедрение в учебно-воспитательный процесс проекта «Формирование здорового образа жизни у учащихся класса» позволит:

    • Повысить функциональные возможности организма учащихся, улучшить состояние здоровья.

    • Увеличить уровень физического развития и подготовленности учащихся.

    • Увеличить приоритеты здорового образа жизни.

    • Повысить мотивацию к ведению здорового образа жизни.

    • Повысить профессиональную компетентность и заинтересованность педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.

    • Получить поддержку со стороны родителей по воспитанию здоровых подростков.