СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе»

Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; -улучшить условия для развития ребенка; -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и дополнительное образование обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. 2 Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовнонравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей. Принципы организации внеурочной деятельности в нашей школе:  соответствие возрастным особенностям обучающихся;  преемственность с технологиями учебной деятельности;  опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;  опора на ценности воспитательной системы школы;  свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка. Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности:  Спортивно-оздоровительное  Духовно-нравственное  Общекультурное  Общеинтеллектуальное  Социальное Задачи 1.Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций 2.Развитие инициативы и творчества детей 3.Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества 4.Пропаганда здорового образа жизни 5.Познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; 6.Мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; 7.Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; 3 8.Прививать интерес к исследовательской деятельности. Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности: создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка; реализация игрового сюжета в деятельности детей. Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. 4 Внеурочная деятельность в гимназии осуществляется через: учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса и проводимую в формах, отличных от урочной; дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; организацию деятельности групп продленного дня; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, педагогапсихолога, педагога-логопеда) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; Опираясь на данную базовую модель, детям нашей гимназии предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности: -модель дополнительного образования -модель «школы полного дня»; -оптимизационная модель Модель дополнительного образования. Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, декоративно-прикладную, экологобиологическую, спортивную и другую деятельность. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практикоориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей. Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. Данную модель характеризует: 5 * создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня; * содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения; * создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, * опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ. Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание. Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагогорганизатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС. Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. 6 Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. (Готхольд Эфраим) Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальных классов, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. В помощь учителю и ученику сейчас существует много литературы: · «Основы проектной деятельности школьника» Г.Б.Голуб · «Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С. Сергеев ·учебно-методический комплект Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и учебник-тетрадь «Я - исследователь». Эта литература может очень помочь в организации проектной деятельности. Во внеурочной проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде. Ученик Учитель Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания или способы деятельности Рекомендует источники получения информации Экспериментирует Предлагает возможные формы работы Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов Активен Создает условия для активности 7 школьника Субъект деятельности Партнёр ученика Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная. Первый компонент- работа над темой- это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент- работа над проектами- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ ( т. е. продукта). Основные виды творческих работ - это поделки и мероприятия. Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и так далее. Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности? 1. Выбор темы. 2. Сбор сведений. 3. Выбор проектов. 4.Реализация проектов. 5. Презентация. Выбор темы. Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем. Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем зачастую задают структуру будущих информационных проектов- энциклопедий и карточек. 8 Сбор сведений. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации- это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе- направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет( книга, фильм); организация ( музей, библиотека, предприятие); мероприятие ( экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей собранной информации в одном информационном проекте- в картотеке или в тематической энциклопедии. Выбор проектов. После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их со множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Реализация проектов. На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается. Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, хотелось бы сформулировать один из основных принципов работы над проектами. Каждый ребенок имеет право: – не участвовать ни в одном из проектов; – участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях; – выйти в любой момент из любого проекта; – в любой момент начать свой, новый проект. 9 Презентация. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» - это спектакли, концерты, живые газеты. Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий. К представлениям можно отнести: - спектакли (в том числе кукольные); - концерты; - устные журналы (аналоги телепередач); - викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр); - показ моделей одежды. К изготавливаемым изделиям можно отнести: - тематические выставки рисунков, поделок; - газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты); - видеожурналы и видеофильмы. В результате работы учащиеся должны научиться: - видеть проблемы; - ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; 10 - давать определения понятиям; - классифицировать; - наблюдать; - проводить эксперименты; - делать умозаключения и выводы; - структурировать материал; - готовить тексты собственных докладов; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Сформированные действия. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: - рефлектировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки); - целеполагать (ставить и удерживать цели) - планировать (составлять план своей деятельности); - моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); -проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; - вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Создание условий для реализации внеурочной деятельности. Для успешного введения ФГОС НОО, в том числе и внеурочной деятельности необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: - организационному; -нормативному; 11 -финансово- экономическому; -информационному; -научно-методическому; -кадровому; -материально-техническому. Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин. Решение такого рода проблем связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы, в том числе, и на институциональном, поскольку предполагает создание общего программнометодического пространства внеурочной деятельности. Для образовательного учреждения это означает интеграцию в открытое научнометодическое пространство, обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов. Внеурочная деятельность в 1-4 классах в гимназии в 2014-2015 учебном году. № Классы Направления I II III IV Всего 1 Духовно-нравственное 3 2 2 7 14 ч. 2 Общекультурное 5 6 3 14 ч. 3 Общеинтеллектуальное 4 1 2 2 9 ч. 4 Социальное 3 2 5 ч. 5 Спортивнооздоровительное 7 6 5 4 22 ч. Всего 17 ч. 16 ч. 15 ч. 16 ч. 64 ч. Внеурочная деятельность в 1-4 классах в гимназии в 2014-2015 учебном году. № Классы I II III IV Всего 12 Направления 1 Духовно-нравственное 14 ч. 1.1 Краеведение 3 3 1.2 Творческая мастерская «Шуд бугор» 2 2 5 9 1.3 Детская фольклорная студия «Крезь куара» 2 2 2 Общекультурное 14 ч. 2.1 Студия эстрадного танца «Айно» 1 1 2.2 Студия народного танца «Пичи Чебеляй» 2 2 3 7 2.3 Студия эстрадной песни «Выль крезьгур» 2 2 2.4 Бальные танцы 1 1 2.5 Хор 1 1 2.6 Инструментальный ансамбль «Шулан» 2 2 3 Общеинтеллектуальное 9 ч. 3.1 3.2 3.3 Бисероплетение «Удивительный бисер» Конструирование из бумаги Английский язык «BE SMART» 3 1 1 2 2 4 1 4 4 Социальное 5 ч. 4.1 Театральная студия «Уроки театрального мастерства» 3 3 13 4.2 Клуб «Всезнайка» 2 2 5 Спортивнооздоровительное 22 ч. Футбол 4 4 2 2 12 Подвижные игры 3 2 5 Посещение бассейна при школе № 93 3 1 4 Лёгкая атлетика 1 1 Всего 17 ч. 16 ч. 14 ч. 16 ч. 63 ч. 14 Описание проекта «Народные праздники» Метод проектов активно реализуется в нашей школе. В 2014-2015 годах во 2-ом «Б» классе в рамках внеурочной деятельности классным руководителем реализуется проект по теме «Народные праздники». Занятия проводятся 1 раз в неделю (33 в год). За год мы сделали 4 проекта. Это «Осенины», «Новогодняя мастерская», «8 марта» и «Пасхальный перезвон». В совместной деятельности мы прошли все этапы проекта. На 1-х занятиях мы познакомились с правилами работы в группе, в парах; познакомились с источниками информации, в том числе Интернет, посетили школьную библиотеку. В проекте «Осенины» на подготовительном этапе прошла экскурсия по школьному саду, беседа «Что нам осень принесла». Мы читали произведения об осени и рассматривали иллюстрации. На этапе проектирования прошла беседа «Осенины – древний праздник прощания с летом и встречи осени». Далее наступил самый ответственный, практический этап. Здесь происходило формирование умения работать в группе, распределение обязанностей. Прошел конкурс поделок «Осенние фантазии из природного материала», экскурсия в парк «Космонавтов», изготовление рисунков на осеннюю тематику «Осенние краски», разучивание песен об осени. В поиске примет на тему «Осень» под моим руководством проходила работа с источниками информации (книгами, энциклопедиями). На заключительном этапе проекта были представлены поделки, выставка овощей и фруктов, конкурс рисунков, конкурс стихов об осени, презентация. В проекте «Новогодняя мастерская» на подготовительном этапе прошла экскурсия по зимнему парку «Космонавтов», провелась беседа «Новогодние традиции». На этапе проектирования прошла беседа «Как встречают Новый год в разных странах». Далее, на практическом этапе происходило распределение обязанностей по группам. Изготавливались рисунки «Мы рисуем Новый год», «Новогодняя открытка», происходил сбор материала: «Снегуркины загадки», сбор фотографий, открыток о зиме, разучивались стихи и песни о зиме. 15 На заключительном этапе прошел «Новогодний огонек», где были представлены результаты работы учащихся. Следующий проект «8 марта». На подготовительном этапе с ребятами провелись беседы «Разговор о маме», «За что я люблю свою бабушку». На проектировочном этапе проекта в рубрике «А знаете ли вы, что в день 8 марта…» прошла беседа «История возникновения праздника». Далее начался практический этап. Это: изготовление подарков «В подарок маме», сбор материала и подготовка сообщений по теме «Знаменитые женщины России и мира», «Узнай меня» (конкурс детских фотографий одноклассников в разные годы жизни), оформление стенгазеты «Мой самый любимый и замечательный человек» (рассказы о маме), подготовка альбома стихов, загадок, пословиц о маме, изготовление рисунков «Мама, милая мама». На заключительном этапе проекта прошел концерт + компьютерная презентация «Мама – самое прекрасное слово». Проект «Пасхальный перезвон». На подготовительном этапе прошла беседа «Почему праздник Пасхи относится к христианским? Что такое колокольный звон». На этапе проектирования провелась беседа «Что такое традиция, символ и обычай?» Далее начался самый основной этап, практический. Здесь формировалось умение работать в группе, ребята готовили сообщения «Почему Пасха называется так?» Сбор материала о Пасхе, о традициях, работа с источниками информации проходила под руководством учителя. Изготавливались рисунки и сувениры на пасхальную тематику, знакомились с различными видами росписи яиц. На последнем, заключительном этапе прошло чаепитие с пасхальными играми и выбором лучших работ. В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. На мой взгляд, я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, проводимых в школе, в урочное и внеурочное время. 16 Формирование коммуникативных универсальных учебных навыков через внеурочную форму деятельности. 2. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника»-является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. 3.“Развивающемуся обществу, - подчеркивается в “Концепции модернизации Российского образования”, - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения…, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью …, способны к сотрудничеству…, обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание”. 4.Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. 5. Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. 6.Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослыми и сверстниками. В то же время, именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. 7. Общество немыслимо вне общения. В последнее время в науке наряду с понятием “общение” используется понятие “коммуникация» Коммуникация - более широкое по объёму понятие. Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации своих планов и потребностей. 8.Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика. От уровня развития коммуникативной компетенции ребенка, во многом зависит процесс адаптации его в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Детям с низким уровнем коммуникативных способностей труднее найти себе в классе друзей для общения, для игр. Такие дети не могут участвовать в коллективном обсуждении, так как им трудно сформулировать свои ответы на уроках,построить грамматически и синтаксически правильную речь. Поэтому далеко не каждый ребенок может проявить себя в учебной деятельности, а вот проявить себя во внеурочной деятельности может каждый. 9.Китайская народная мудрость гласит : «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь». Вовлечь ребенка в образовательный процесс помогают различные формы и методы работы. У младших школьников по-прежнему 17 ведущей остается игровая деятельность. Использование игровых технологий на уроках и внеурочной деятельности помогает учителю заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции. Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. 10.Уже с первого года обучения дети принимают активное участие в подготовке и проведении литературных викторин, КВН, спортивных праздников, дней именинников, концертов, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, и т.д. При подготовке и проведении таких мероприятий дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актерские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас. 11. Развитию коммуникативных навыков у учащихся мне помогает работа кружка «Речь и культура общения». Эти занятия помогают ребятам обогатить словарный запас, полно и точно выразить свои мысли; -адекватно использовать аргументы в дискуссии; -спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё; -понимать возможность существования различных точек зрения на одну и ту же ситуацию, -сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор. 12.Формированию коммуникативных навыков способствует работа с этнокалендарем Санкт-Петербурга. С этой точки зрения особый интерес представляют такие памятные даты, как юбилеи выдающихся деятелей культуры, международные дни поэзии, родного языка, славянской письменности, театра, музеев, торжества.С большим интересом готовились мои ученики к проведению классного часа, посвященного Всемирному дню защиты воды. 13.Весь класс разделился на группы, каждая группа получила задания творческого и исследовательского характера. Руководителями групп были выбраны родители нашего класса. Присутствие взрослого человека в группе помогает обеспечить бесконфликтную совместную работу в группе, разрешать конфликтную ситуацию через анализ её возникновения, сохранять уважительное отношение к партнерам, проявлять внимание к личности каждого. Ребята распределили роли, определили функции каждого члена группы, спланировали свою деятельность. Позже каждый смог выполнить все эти операции самостоятельно. 14.Работа в группах учит детей осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, договариваться и находить общее решение, обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию 15.Ситуативно-деловая форма общения наблюдается при участии ребят в проектной деятельности, где дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. В процессе взаимодействия ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества, как они развиваются, изменяются и формируются. Конечным результатом нашегопроекта стала литературно-музыкальная композиция, посвящённая Великой Отечественной войне. Каждый ребенок смог пережить чувство сопричастности к совместному общему делу. Положительная оценка со стороны родителей и гостей школы повлияла на развитие личностных качеств ребенка, подвигнув на участие в проектах вне школы. Сегодня вы сможете увидеть это выступление и оценить достоинство и эффективность использования данной формы внеурочной деятельности. 16. Кроме того, работа в группах позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Исходя из выше сказанного делаем вывод.Коммуникативные навыки облегчают процесс социализации учащихся на разных ступенях обучения. 18 Спасибо за внимание. Актуальность проблемы. Актуальность проблемы связана с тем, что на рубеже 1980–1990гг. произошел новый виток развития человеческого общества. С того времени и по сей день человечество переживает стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий, которые приобретают сегодня характер глобальной информационной революции. Эти процессы оказывают все большее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества, как в рамках национальных границ, так и в мире в целом. Интенсивное внедрение и переплетение современных компьютерных, теле- и радиовещательных, телефонных технологий и коммуникационных служб, быстрое распространение локальных и глобальных коммуникационных сетей создает принципиально новое качество информационного обмена, в том числе и международного, а также создает принципиально новые инструменты воздействия на массовое сознание, усиливая значение культурно-информационных аспектов глобализации. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. “Развивающемуся обществу, - подчеркивается в “Концепции модернизации Российского образования”, - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью … способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание”. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В 2009-2010 учебном году многие школы вступили в эксперимент по внедрению ФГОС нового поколения. Наш регион не остался в стороне. Идет активное повышение квалификации и переподготовка педагогов в связи с введением ФГОС второго поколения. С 2009 году наша школа участвует в апробации по внедрению новых стандартов. Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти людьми, максимально подготовленными к 19 сложной современной жизни. Важно научить их не выживать, а занимать своё достойное место в жизни. В настоящее время благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру поток информации настолько велик, что у ребенка складывается свой запас знаний и преставлений об окружающем мире. Пришедшим в школу детям, как правило, свойственно любопытство, проявляющееся в желании самостоятельно найти ответы на вопросы. В традиционной школе ребенку зачастую объясняют, что он не прав, дадут правильный ответ. При неоднократном повторении подобной ситуации педагог, сам не желая того, отбивает у ученика желание рассуждать и искать истину. В результате ребенок замолкает, а затем перестает думать, в итоге он ждет, когда ему дадут новый ответ. Но в последующей взрослой жизни перед человеком регулярно будут возникать проблемы, решить которые за него никто не сможет. При этом ребенок не научен, строить взаимоотношения, организовывать сотрудничество, воспринимать и передавать информацию. Данные проблемы, связанные с общением существует и в нашей школе, поэтому необходимо ориентироваться на формирование у учащихся коммуникативных универсальных действий. Цель проекта: формирование коммуникативных универсальных учебных действий через проведение внеурочной деятельности. Задачи проекта: 1. Создать условия реализации проекта с учетом финансовых, кадровых, материально-технических и иных условий в образовательном учреждении. 2. Организовать систему работы по формированию новых форм образовательной деятельности, способствующих реализации и совершенствованию коммуникативных УУД младших школьников во внеурочной деятельности. 3. Обновить содержание, методы в формировании коммуникативных УУД в соответствии с требованиями ФГОС. 4. Развить умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию у младших школьников. 5. Сформировать условия развития общения, кооперации, сотрудничества. 6. Разработать программы по отдельным направлениям деятельности. 7. Внедрить и обобщить опыт по данному направлению на районном и региональном уровне. Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с взрослым. В то же время, именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы. Гипотеза: учебно-воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие ребёнка и проектированный в соответствии с методологическими основаниями ФГОСа общего образования второго поколения, может быть более успешным и эффективным если будет: 20 - введена в практику школы внеурочная деятельность младшего школьника по отдельным направлениям: “Экологическое”, “Образовательное”, “Художественно-эстетическое”, “Спортивно-оздоровительное”; - организована целенаправленная работа по формированию коммуникативных УУД у младших школьников; - разработан курс (направление) внеурочной деятельности направленный на формирование коммуникативного УУД младших школьников. Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, наблюдение, тестирование, анкетирование, обобщение передового педагогического опыта. База исследования: МОУ СОШ № 235 п. Оловянная. Этапы: 1. Подготовительный. 2. Основной. 3. Заключительный. На подготовительном этапе (2009 год) провести анализ научно-педагогической и психологической литературы с целью выявления состояния исследуемой проблемы; сформулировать цель; определить теоретические и методические подходы к решению проблемы формирования УУД. На основном этапе (2009 – 2010г.) разработать систему работы по формированию комуникативных УУД младших школьников через внеурочной деятельности. На заключительном этапе (2010–2011г ) завершить реализацию программы; обработать, проанализировать и оформить экспериментальные данные, транслировать опыт в районе и регионе. Условия проведения Для организации и наибольшей эффективности эксперимента необходимо: 1. Корректировка необходимых дополнений и изменений проекта и способов действия в случае расхождения реального действия и его результата. 2. Адаптация учеников экспериментальных классов при переходе в основную школу путем набора образовательных технологий, методов, форм. 3. Регулярное повышение квалификации педагогов дополнительного образования в связи ведением ФГОС второго поколения. Предполагаемые результаты: - изменения школьной жизни детей (наполнение её понятными и значимыми для них целями; расширение пространства живого и неформального общения между детьми и взрослыми; принятие учащимися и утверждение правила -“Каждый может быть лучшим в чём-то своём”); - выявление педагогических условий для реализации данного проекта; 21 - разработка индивидуальных программ по отдельным направлениям внеурочной деятельности; - разработка индивидуальных и коллективных проектов; участие в социальных проектах; - повышение профессионального уровня педагогов (Приложение 1). “Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность” Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством - различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида. В последнее время в науке наряду с понятием “общение” используется понятие “коммуникация”. В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация - более широкое понятие по объёму. Коммуникация - связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями. Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкое вступление в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживание с ними оптимальных отношений. Задачами нашего исследования на данном этапе являются анализ состояния проблемы формирования коммуникативных УУД через внеурочную деятельность. В качестве методологической основы нашего исследования выбран личностно-ориентированный и деятельностный подход. Анализ трудов А.Н. Лентьева, Н.И. Рогова позволил нам выявить концептуальные положения личностно-ориентированного подхода: ориентация на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности воспитательно-образовательного процесса. Опора в воспитательно-образовательном процессе на: - развитие задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий; -признание уникальности личности каждого ребенка; - создание условий для личностного самоопределения и самовыражения; - формирование положительно-активного отношения к окружающему миру (положительно направленная мотивация пробуждает к позитивной преобразовательной деятельности); - формирование эмоциональной и мотивационной готовности личности к процессу воспитания и самовоспитания. Опираясь на данные положения личностно- ориентированного подхода, попытаясь прежде всего раскрыть ключевые понятия исследования: “общение”, “способности”, “коммуникативные способности”, а также их структурные компоненты. В психолого- 22 педагогической и философской литературе нет единого мнения по вопросу определения сущности понятия “общение”. Существует несколько подходов к трактовке данного понятия. Так, Дружинин А.Н. определяет общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга. Последователь его учения Я.Л. Коломинский определяет общение как “информационное и предметное взаимодействие”. А.А. Бодалев вносит в данное определение эмоциональный компонент. Он рассматривает общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми. Исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста, т.е. с 1 класса. Развитие техники привело к появлению различных средств передачи информации на значительные расстояния, к одновременному восприятию ее большими массами людей. На этой основе сложилась массовая коммуникация как особый вид общения. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями. Основными идеями, которые явились основополагающими в пактике нашей деятельности стали: - каждый ребенок талантлив; - гуманное отношение к детям; - демократический стиль отношений; - обучение без принуждения; Новая постановка индивидуального подхода; - формирование положительной “Я – концепции”. (Ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует, консультирует) Методы, которые были ориентированы на коммуникацию: все формы учебного диалога, ролевые и деловые игры, проекты, выступления на праздниках (исполнение ролей в спектаклях), участие в конкурсах, олимпиадах. Внеурочная деятельность позволяет проявить и развить разные способности у ребят: творческие, организаторские, исследовательские, ораторские. Общение школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми: - первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование. 23 - вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. При этом преобладают: - действенные умения; - риторические умения; - умение вести диалог; - умение слышать и слушать и вести спор; - умение вставать на точку зрения другого; - умение работать сообща для достижения общей цели - третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и не регламентированности. Если в общении со взрослым даже самые несмелые дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Желание поучаствовать в таких движениях нашло применение на художественноэстетическом направлении. Ребята с удовольствием отрабатывают актерское мастерство, умение держаться на сцене, … Еще одна особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из - за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка наиболее важно его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого они принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей. Поэтому, учитывая эту особенность, стараемся обращать внимание на проявление инициативы самим ребенком и поддержкой её со стороны детей: особенно это можно проследить на образовательном направлении: при правильном построение алгоритма, выстраивании правильной логики ответа. Перечисленные особенности отражают специфику конфликтов среди детей младшего школьного возраста. Однако содержание общения существенно изменяется от 7- к 10 годам. На протяжении младшего школьного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы: - первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение от одного - двух месяцев его пребывания в школе его потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место, у более старших детей эта потребность выдвигается на первое 24 место, теперь они начинают явно предпочитать общество других детей, взрослому или одиночной игре. - второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен; он связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Моменты формирования коммуникативных навыков можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками. Первая форма - эмоционально - практическое общение со сверстниками. Потребность в общении со сверстником складывается в период обживания в школьной среде, ведь здесь проявляется интерес не только к сверстникам, но и ко взрослому. Особенно на первых занятиях дети активно посещали кружки с целью знакомства с педагогами, затем в дальнейшем делали выбор, при чем они с удовольствием вступали в контакт общения со взрослыми, т.е. стремились привлечь внимание взрослого и сверстника к своим действиям. Особое место во взаимодействии во внеурочной деятельности занимает - подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение. Особенно оно имело место в художественно – эстетическом направлении. Следующая форма общения сверстников - ситуативно-деловая. Такая форма общения наблюдалась при участии ребят в проектной деятельности, где дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие и было названо - сотрудничество. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста. Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Дети внимательно и ревниво наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивают и часто критикуют партнеров, в этом возрасте они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. В этот период дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах. Задача взрослых: поддержать ребенка, одобрить его действия. В рамках участия в эксперименте по внедрению новых образовательных стандартов на базе школы мы смогли через внеурочную деятельность создать для детей условия, в которых они сами, через игру, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения. Вся педагогическая деятельность педагогов была направлена на формирования у детей коммуникативных УУД. Одной из главных отличительных особенностей организации внеурочной деятельности по каждому направлению является: свободный выбор каждым ребенком образовательной области, признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе; личностно - деятельностный 25 характер обучения; личностно - ориентированный подход к ребенку; создание условий для самореализации; самопознания, самоопределения личности. При работе в кружках педагогами использовались такие формы работы, как парная, групповая, индивидуальная, при этом состав не был постоянным, он изменялся в зависимости от общих интересов детей, желаний. В процессе взаимодействия ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества, как они развиваются, изменяются и формируются. Работа в парах помогла формированию следующих умений: слышать друг друга, т.е. понимать услышанное; считаться с мнением партнера, уважать его мнение; отстаивать свою точку зрения. Ребята учились договариваться, развивалась речь, обогащался словарный запас малышей. В итоге конечным результатом было участие в Публичном отчете школы, где все дети приняли участие. Каждый ребенок смог пережить чувство сопричастности к совместному общему делу. Положительная оценка со стороны родителей и гостей школы повлияла на развитие личностных качеств ребенка, подвигнув на участие в социальных проектах вне школы. Участие в различных конференциях, как педагога, способствует росту внутренней мотивации на педагогическую деятельность, приобретению ещё большего профессионального опыта: - участие в районном Проблемном семинаре “Предшкольное образование: актуальность и проблемы”; - создание документального фильма по внеурочной деятельности “Школа – наш дом”; создание видеоролика по данной теме; - участие в диспутах, педсоветах, совещаниях, методических объединений учителей школы; - представление результатов в виде презентаций, демонстрационной книжки-раскладушки по внеурочной работе на районном уровне; - участие в краевой конференции “Инновационная деятельность педагога в свете требований нового ФГОС. Опыт. Проблемы. Перспективы” (диплом участнику краевой методической конференции); - участие в районном семинаре в муниципальном образовательном учреждении Ясногорской средней общеобразовательной школе - из опыта работы во внеурочной деятельности: статья в “Вестник образования” - представление внеурочной деятельности на интернет – сайте школы; - участие в районной конференции “Проектная деятельность младших школьников”. Приняли участие в социальных проектах: спектакли для юных зрителей ДОУ, стали участниками и в смотре художественной самодеятельности (III – место), В результате сотрудничества педагоги смогли изменить к лучшему школьную жизнь детей, что послужило: - расширение пространство живого и неформального общения между детьми и взрослыми; - добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов; 26 - наполнение и разнообразие интересными играми, беседами, проектами; - овладение умениями, навыками в непосредственной обстановке; - развитие творческого потенциала и пропаганда здорового образа жизни; - развитие физических качеств ребенка; - формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с информацией с использованием компьютера; - формирование коммуникативной культуры ребенка. Немало важным достижением со стороны родителей отмечается: мобильность ребенка, непосредственность и раскованность при исполнение ролей в спектаклях, удовлетворение от общения с одноклассниками. Каковы первые итоги в результате совместной деятельности? представили свои первые индивидуальные и коллективные проекты; участие в олимпиадах и призовые места; участие в литературных конкурсах. В школе состоялся Публичный отчет, где внеурочная деятельность была представлена родителям в виде двух спектаклей “Суд над животными” и “Заячья избушка”. Яркая раскладушка под названием “Праздник детской души” с веселыми лицами малышей отражала их позитивный настрой. Неожиданным приятным сюрпризом для всех присутствующих был документальный фильм “Школа - это наш дом”, где все направления внеурочной деятельности были наглядно представлены. Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, изучающих удмуртский язык, через внеурочную деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; -улучшить условия для развития ребенка; -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, 27 конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и дополнительное образование обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся. Происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. 28 Внеурочная деятельность в гимназии осуществляется через: учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса и проводимую в формах, отличных от урочной; дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; организацию деятельности групп продленного дня; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, педагогапсихолога, педагога-логопеда) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; Опираясь на данную базовую модель, детям нашей гимназии предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности: -модель дополнительного образования -модель «школы полного дня»; -оптимизационная модель Модель дополнительного образования. Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, декоративно-прикладную, экологобиологическую, спортивную и другую деятельность. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практикоориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей. Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. Данную модель характеризует: 29 * создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня; * содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения; * создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, * опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ. Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание. Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагогорганизатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умению слушать и вступать в диалог; участвовать в 30 коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Дети младшего возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослыми и сверстниками. В то же время, именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Общество немыслимо вне общения. В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». Коммуникация –более широкое по объёму понятие. Общение предполагает передачу информации. Коммуникация, по мнению психологов –это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации своих планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика. От уровня развития коммуникативной компетенции ребёнка, во многом зависит процесс адаптации его в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Детям с низким уровнем коммуникационных способностей труднее найти себе в классе друзей для общения, для игр. Такие дети не могут участвовать в коллективном обсуждении, так как им трудно сформулировать свои ответы на уроках, построить грамматически и синтаксически правильную речь. Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС. Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. 31 Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. (Готхольд Эфраим) Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальных классов, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. В помощь учителю и ученику сейчас существует много литературы: · «Основы проектной деятельности школьника» Г.Б.Голуб · «Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С. Сергеев ·учебно-методический комплект Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и учебник-тетрадь «Я - исследователь». Эта литература может очень помочь в организации проектной деятельности. Во внеурочной проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде. Ученик Учитель Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания или способы деятельности Рекомендует источники получения информации Экспериментирует Предлагает возможные формы работы Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов Активен Создает условия для активности школьника Субъект деятельности Партнёр ученика Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная. 32 Первый компонент- работа над темой- это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент- работа над проектами- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ ( т. е. продукта). Основные виды творческих работ - это поделки и мероприятия. Я хотела бы привести примеры проектной деятельности из содержания курса программы по удмуртскому языку «Ӟеч-а, бур-а, удмурт кыл!» для 2 класса. Я сама знакомлю детей со множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя им возможность самим придумать свои проекты. Очень хорошо, когда в классе выполняется параллельно несколько проектов. После изучения большой темы автор предлагает свой вариант проекта. Каждую тему проекта мы обсуждаем с детьми. Кто-то сразу соглашается с данной темой, кто-то предлагает свои варианты проектов по изученной теме. То есть дети сами могут предложить свои темы и объединиться в небольшие группы. Например. Прошли тему «Тол каникулъёс» («Зимние каникулы»). Автор предлагает проектную работу «Пӧртмаськисез дӥсян» («Одеть ряженого»). После обсуждения данной темы, дети предлагают свои названия проектов «Лымы гурезь вылын» («На снежной горке»), «Выль ар кыз котырын» («Вокруг новогодней ёлки»), «Мунёлы тол дӥсь» («Зимняя одежда для куклы»). Таким образом, в классе образовалось 4 группы. Реализация проектов начинается. Первый компонент уже организован и реализован во время урочной деятельности. И начинается работа над вторым компонентом. Каждая группа составляет план действий, намечает необходимые материалы и инструменты и начинает работу. Обычно на проектную деятельность отводим 2 часа, чтобы дети спокойно могли друг с другом договариваться, выбирать материалы, согласовывать совместную деятельность, распределить роли. Вот в данной ситуации как раз и происходит формирование как коммуникативных универсальных учебных действий, компетентность взаимодействия, умение договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы, строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников диалога. Так и личностных, приобретение социального опыта. Это и умение удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по деятельности или игре, удерживать правило и следовать ему, создавать и воплощать собственные творческие замыслы. Это и умение организовывать рабочее место, планировать работу и соблюдать технику безопасности, управлять проявлениями своих эмоций. 33 Первая группа одевает ряженого. Вторая группа делает макет снежной горки. Третья группа выполняет аппликацию, изображающую праздник вокруг новогодней ёлки. Четвёртая группа одевает свою куклу в зимнюю одежду. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» - это спектакли, концерты, живые газеты. Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий. Далее дети презентуют свои работы. Первая группа сделала рисунок. Один из группы выходит к доске и рассказывает на удмуртском языке как они одели своего ряженого. Вторая группа показывает красивый макет снежной горки. Также один из группы выходит и рассказывает, что делают дети в зимние каникулы на снежной горке. Третья группа показывает аппликацию и один из группы рассказывает кого они там изобразили. Затем всей группой поют песню «Тэльын вордскиз пичи вож кыз» («В лесу родилась ёлочка»), зовут Тол Бабая и Лымы ныла. Котрые поздравляют всех с Новым годом. Четвёртая группа показывает куклу, которую одели в красивую зимнюю одежду и рассказывают. Таким образом, дети использовали средства языка и речи для получения и передачи информации, участвовали в продуктивном диалоге, самовыражались в монологических высказываниях разного типа. Также выполнение данной работы способствовало формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и так далее. Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности? 34 1. Выбор темы. 2. Сбор сведений. 3. Выбор проектов. 4.Реализация проектов. 5. Презентация. Выбор темы. Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем. Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем зачастую задают структуру будущих информационных проектов- энциклопедий и карточек. Сбор сведений. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации- это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе- направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет( книга, фильм); организация ( музей, библиотека, предприятие); мероприятие ( экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей собранной информации в одном информационном проекте- в картотеке или в тематической энциклопедии. Выбор проектов. После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их со множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Реализация проектов. На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что 35 ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается. Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, хотелось бы сформулировать один из основных принципов работы над проектами. Каждый ребенок имеет право:– не участвовать ни в одном из проектов; – участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях; – выйти в любой момент из любого проекта; – в любой момент начать свой, новый проект. Презентация. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» - это спектакли, концерты, живые газеты. Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий. К представлениям можно отнести: - спектакли (в том числе кукольные); - концерты; - устные журналы (аналоги телепередач); - викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр); - показ моделей одежды. 36 К изготавливаемым изделиям можно отнести: - тематические выставки рисунков, поделок; - газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты); - видеожурналы и видеофильмы. В результате работы учащиеся должны научиться: - видеть проблемы; - ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определения понятиям; - классифицировать; - наблюдать; - проводить эксперименты; - делать умозаключения и выводы; - структурировать материал; - готовить тексты собственных докладов; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Сформированные действия. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: - рефлектировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки); - целеполагать (ставить и удерживать цели) - планировать (составлять план своей деятельности); 37 - моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); -проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; - вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Создание условий для реализации внеурочной деятельности. Для успешного введения ФГОС НОО, в том числе и внеурочной деятельности необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: - организационному; -нормативному; -финансово-экономическому; -информационному; -научно-методическому; -кадровому; -материально-техническому. Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин. Решение такого рода проблем связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы, в том числе, и на институциональном, поскольку предполагает создание общего программнометодического пространства внеурочной деятельности. Для образовательного учреждения это означает интеграцию в открытое научнометодическое пространство, обновление