РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
спортивно - оздоровительное
начальное общее образование (1 год)
возраст обучающихся 6 – 7 лет
Программа внеурочной деятельности: Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009). для обучающихся начальной школы, рассчитана на 4 года.
Направление – спортивно - оздоровительное
Разработчик программы: Горьковец Анна Геннадьевна.
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета от « » августа 20 г., протокол № 1
Пояснительная записка
Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009).
Цель Программы - формирование у обучающихся культуры питания как составляющей здорового образа жизни и создание необходимых условий, способствующих укреплению их здоровья.
Задачи
Реализация Программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
формирование и развитие представлений у обучающихся о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
формирование готовности обучающихся заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у обучающихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья;
профилактика поведенческих рисков здоровья, связанных с нерациональным питанием обучающихся;
освоение обучающимися практических навыков по приготовлению кулинарных блюд;
информирование обучающихся о национальных традициях, связанных с питанием, расширение знаний об истории питания;
формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
развитие творческих способностей и кругозора у обучающихся познавательной деятельности;
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Преподавание программы «Разговор о правильном питании» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Программа «Разговор о правильном питании» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю: 1 класс -33часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 135 часов ( теоретических – 51ч., практических – 84 ч.) В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Основные методы обучения:
Формы обучения:
Ведущими формами деятельности предполагаются:
чтение и обсуждение;
экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия;
встречи с интересными людьми;
практические занятия;
творческие домашние задания;
праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;
конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
ярмарки полезных продуктов;
сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
мини – проекты;
совместная работа с родителями.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
3. Календарно-тематический план
№ п/п | Календарные сроки | Тема учебного занятия | Тип и форма занятия | Кол-во часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа | Дидактические материалы техническое обеспечение |
предполагаемые | фактические | Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
1, | | | Если хочешь быть здоров. | комбинированный Занятие - игра | 1 | Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день | Сюжетно – ролевая игра «В магазине»; демонстрация картинок, тематическое рисование; родительское собрание | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, | Картинки, цветные карандаши, альбом |
2 | | | Самые полезные продукты. | комбинированный Занятие - игра | 1 |
3 | | | Всякому овощу – своё время. | комбинированный Занятие - игра | 1 1 | Научить детей выбирать самые полезные продукты | Сюжетно – ролевая игра «На кухне»;игра – соревнование «Разложи продукты на разные столы», динамическая игра «Поезд»;. | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | Презентация, муляжи продуктов |
4 | | | Как правильно есть. |
5 | | | Удивительные превращения пирожка | комбинированный | 1 | Познакомить детей с разнообразием овощей | Праздник урожая | бережному отношению к материальным и духовным ценностям; | Костюмы, плакаты, осенние букеты, |
6 | | | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной | Занятие- - праздник | 1 |
7 | | | Плох обед, если хлеба нет. | комбинированный Занятие - игра | 1 | Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания. | Игра – обсуждение «Законы питания»; игра – инсценировка «В кафе»; игра «Чем не стоит делиться»; моделирование ситуации | формирование эстетических потребностей | Детская посуда, цветные карандаши. альбом |
8 | | | Время есть булочки. | комбинированный Занятие - игра | 1 |
9 | | | Плох обед, если хлеба нет. | комбинированный | 1 | Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания. | Соревнование «Покажи время»; игра, демонстрация, тест, знакомство с народным праздником «Капустник». | формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | |
1 |
10 | | | Пора ужинать. | Занятие соревнование |
11 | | | На вкус и цвет товарищей нет | комбинированный Занятие викторина | 1 | Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака. | Игра «Знатоки»; викторина «Узнай произведение»; конкурс «Кашевар», рассказ по картинкам, составление «Меню младшего школьника» | формирование эстетических потребностей | презентация |
12 | | | Как утолить жажду. | 1 |
13 | | | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | комбинированный Занятие игра | | Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре | Игра «Собери пословицу» Инсценирование сказки «Колосок», чтение по ролям, сюжетно – ролевая игра «За обедом», беседа. | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | Пословицы, детская посудка. |
14 | | | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. | комбинированный Занятие игра | |
15. | | | Где найти витамины весной. | комбинированный занятие - конкурс; | | Познакомить с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах | Конкурс Викторина «Угадай фрукты, тематическое рисование» | формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Плакаты, Презентация, |
16 | | | Всякому фрукту – своё время | комбинированный |
17 | | | Из чего состоит наша пища. Дневник здоровья Пищевая тарелка | Комбинированный занятие - игра |
18 | | | . Меню жаркого летнего дня и холодного зимнего дня. | комбинированныззанятие - игра | 1 | Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его составе. | Игра «Объяснялки», игра – соревнование «Что и во сколько можно есть», конкурс «Бутерброд», творческие работы детей. | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | Продукты для бутербродов. |
1 |
19 | 3.02 | | Как правильно питаться, если занимаешься спортом |
20 | 10.02 | | Где и как готовят пищу. | комбинированный занятие - игра | | Познакомить с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов, привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов. | Практическая работа, игра «Приготовь блюдо», чтение по ролям. | формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Презентация о Маслинице |
21 | 17.02 | | Как правильно накрыть стол (практикум) | занятие практикум |
22 | 02.03 | | Молоко и молочные продукты. | комбинированный занятие - игра | 1 | Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков | Удивительное молоко», разучивание песни «Кто пасётся на лугу» (слова Ю. Черных, музыка А.Пахмутовой), рассказ о народном блюде «жаворонки» | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | Продукты. Презентация о чае. |
23 | | | Какую пищу можно найти в лесу | занятие - заочная экскурсия; | 1 |
24 | | | Дары моря. | комбинированный занятие - игра | 1 1 | Сформировать представление о Дарах море и их пользе в питании человека Формировать знание правил техники безопасности на кухне и сервировки стола для ежедневного приёма пищи; осознание важности знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека | Игра «Мой день», викторина «Нужно дополнительное питание или нет», | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | Презентация |
25 | | | Как правильно вести себя за столом. | комбинированный занятие - игра |
24 | | | Мой ЗОЖ | комбинированный | 1 | Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. | Конкурс загадок, игра «Отгадай название», рассказ по картинкам, тематическое рисование. | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | цветные карандаши. Альбом. Презентация о витаминах |
25 | | | «Фаст фуды» | занятие - игра | 1 |
26 | | | Где и как мы едим | занятие - игра | 1 |
27 | | | Ты - покупатель Правила вежливости. | комбинированный Занятие - соревнование | 1 | Познакомить детей с правилами поведения за столом | Соревнование трёх команд «Овощи, ягоды и фрукты» | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | цветные карандаши. Альбом. Презентация о овощи, фрукты, ягоды. |
28 | | | Ты готовишь себе и друзьям Бытовые приборы для кухни | Занятие - соревнование | 1 |
29 | | | Помогаем взрослым на кухне. | комбинированный | 1 1 | Познакомить детей с разнообразием Блюд разных народов | Викторина «Угадай фрукты, тематическое рисование | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | цветные карандаши. Альбом. Презентация о овощи, фрукты, ягоды |
30 | | | Кухни разных народов | Занятие - конкурс; |
31 | | | Традиционные блюда России | комбинированный | 1 | Закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить учащихся с полезными блюдами для праздничного стола. | Организационно – деятельностная игра «Аукцион», конкурс на лучший подарок – совет. Исследовательский проект «Здоровое питание» | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | Материал, для изготовление подарка |
32 | | | Сахар его польза и вред | комбинированный | 1 |
33 | | | Путешествие по «Аппетитной стране» | комбинированный |
1 | формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; |
4.Содержание рабочей программы
В отличие от многих других обучающих программ, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.
Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:
1 модуль "Разговор о правильном питании"
разнообразие питания:
"Самые полезные продукты",
"Что надо есть, если хочешь стать сильнее",
"Где найти витамины весной",
"Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",
"Каждому овощу свое время";
гигиена питания: "Как правильно есть";
режим питания: "Удивительные превращения пирожка";
рацион питания:
"Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной",
"Плох обед, если хлеба нет",
"Полдник. Время есть булочки",
"Пора ужинать",
"Если хочется пить";
культура питания:
"На вкус и цвет товарищей нет",
"День рождения Зелибобы".
2 модуль "Две недели в лагере здоровья"
разнообразие питания:
"Из чего состоит наша пища",
"Что нужно есть в разное время года",
"Как правильно питаться, если занимаешься спортом";
гигиена питания и приготовление пищи:
"Где и как готовят пищу",
"Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен";
этикет:
"Как правильно накрыть стол",
"Как правильно вести себя за столом";
рацион питания:
"Молоко и молочные продукты",
"Блюда из зерна",
"Какую пищу можно найти в лесу",
"Что и как приготовить из рыбы",
"Дары моря";
традиции и культура питания: "Кулинарное путешествие по России".
3 модуль "Формула правильного питания"
рациональное питание как часть здорового образа жизни:
"Здоровье - это здорово";
"Продукты разные нужны, продукты разные важны",
режим питания: "Режим питания",
адекватность питания: "Энергия пищи",
гигиена питания и приготовление пищи:
"Где и как мы едим",
"Ты готовишь себе и друзьям";
потребительская культура: "Ты - покупатель";
традиции и культура питания:
"Кухни разных народов",
"Кулинарное путешествие",
"Как питались на Руси и в России",
"Необычное кулинарное путешествие".
Для каждого модуля подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для учащихся, методические пособия для педагогов и плакаты.
Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.
Средства контроля.
Конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
мини – проекты;
тесты.
Анкеты для родителей и учащихся
6.Учебно-методические средства обучения
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) гербарии ;продукты питания; микропрепараты; столовые приборы; бытовые приборы для кухни
2) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи, схемы, плакаты;
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем программы «Разговор о правильном питании».
Наряду с принципом наглядности в изучении программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
Литература
1. Бакуменко О.Е., Васнева И.К., Доронин А.Ф. Образ жизни и питание учащихся: монография. -М.: Издательский комплекс МГУПП, 2010. - 100 с.
2. Диетология: Руководство / Под ред. А.Ю. Барановского. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 1024 с. -(Серия «Спутник врача»).
3. Доронин А.Ф., Бакуменко О.Е., Панфилова С.Н. Конспект лекций по дисциплине «Технология продуктов детского питания» - М: Издательский комплекс МГУПП, 2010. -70 с.
4. Еделев Д.А., Бутова С.Н., Биохимические процессы обмена веществ в жизнедеятельности живого организма - М., 2012 - 463 с.
5. Платова Л.Г., Кочеткова А.А., Нечаев А.П., Тутельян В.А., Жировые продукты для здорового питания. Современный взгляд. - М:ДеЛи принт, 2009. - 396 с.
6. Конышев В.А. «Ты то, что ты ешь: азбука питания» - М.: Эксмо, 2011. - 384с, 7.Методические рекомендации MP 2.3.1.2432-08. г. Нормы физиологических
потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. - М., 2008.
8. Нечаев А.П., Кочеткова А.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. - М.: Колос, 2001.-256 с.
9. Поздняковский В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов: учебник / 4 изд., испр. И доп. - Новосибирск Сиб.унив.изд-во, 2005. - 522 с.
10. Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ. Методические указания MP 2.3.1.1915-04. -М.: РИКГОУОГУ, 2004. - 36 с.
11. Рогов И.А., Антипова Л.В., Дунченко Н.И. Химия пищи. - М.: КолосС, 2007. - 853 с.
12. Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н., Позняковский В.М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами. Наука и технология. -Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. - 548 с.
13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.2408-10 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Дополнения и изменения № 22 к СанПиН 2.3.2.1078-01.
14. Спиричев В.Б. «Что могут и чего не могут витамины» - М.: «Миклош», 2003. -