Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 91»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Протокол заседания Заместитель директора по УВР Директор МА «СОШ №91»
методического объединения __________В.А. Каменских ___________В.И. Логутов
учителей начальных классов
№ 1 от 30 августа 2019 года
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
1-4 класс
(2019-2023 гг.)
Паздникова Елена Сергеевна,
учитель начальных класов
Пермь, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»
для 1 – 4 классов разработана в соответствии:
- с приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- ч. 11 ст. 13 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
- образовательной программы, разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011;
- с учебным планом по внеурочной деятельности МАОУ «СОШ № 91»» на 2019-2020 учебный год.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
• формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
• освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
• формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
• развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
• просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Программа построена на основе следующих принципов:
доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);
деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).
Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей.
Формы обучения
-экскурсии, наблюдение, сюжетно-ролевые игры,
- игры по правилам, мини проекты, совместная работа с родителями
- групповые дискуссии
Методы обучения: исследовательский, практический, поисковый.
Ожидаемый результат
- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;
- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
Способы проверки результатов освоения программы
1) Защита творческих проектов
2)Выставки работ по различным темам
3) проведение конкурсов.
Содержание программы «Разговор о правильном питании»
Программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» предназначена для учащихся 1- 4 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы - 34 часа в год.
1-й год обучения
Содержание | Теория | Практика |
1. Разнообразие питания. | Знакомство с программой . Беседа. | Экскурсия в столовую. |
2. Самые полезные продукты | Беседа « Какие продукты полезны и необходимы человеку». Учимся выбирать самые полезные продукты. | Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые игры, экскурсии в магазин. |
3. Правила питания. | Формирование у школьников основных принципов гигиены питания. | Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания. |
4. Режим питания. | Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания. | Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест, демонстрация удивительного превращения пирожка |
5. Завтрак | Беседа «Из чего варят кашу». Различные варианты завтрака. | Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака. |
6. Роль хлеба в питании детей | Беседа «Плох обед, если хлеба нет».Рацион питания,обед. | Игры, викторины, конкурсы. Составление меню обеда. |
7. Проектная деятельность. | Определение тем и целей проекта, формы организации, разработка плана проекта. | Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет». |
8. Подведение итогов работы. | | Творческий отчет вместе с родителями. |
Предполагаемые результаты 1-го года обучения |
Ученики должны знать: | Ученики должны уметь: |
- полезные продукты; - правила этикета; - роль правильного питания в здоровом образе жизни. | - соблюдать режим дня - выполнять правила правильного питания; - выбирать в рацион питания полезные продукты |
Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»
1-й год обучения
п/п | Содержание занятия | Всего часов | Дата |
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Экскурсия в столовую | 1 | |
3 | Питание в семье | 1 | |
4 | Оформление плаката любимые продукты и блюда | 1 | |
5 | Полезные продукты | 1 | |
6 | Экскурсия в магазин. | 1 | |
7 | Оформление дневника. | 1 | |
8 | Практическая работа. | 1 | |
9 | Проведение тестирования «Самые полезные продукты». | 1 | |
10 | Правила питания. | 1 | |
11 | Гигиена питания. | 1 | |
12 | Работа с дневником правильного питания. | 1 | |
13 | Практическое занятие «Законы питания». | 1 | |
14 | Оформление плаката правильного питания. | 1 | |
15 | Удивительное превращение пирожка. | 1 | |
16 | Режим питания школьника. | 1 | |
17 | Практическая работа «Удивительное превращение пирожка». | 1 | |
18 | Тестирование по теме «Режим питания». | 1 | |
19 | Из чего варят кашу. Разнообразие каш для завтрака. | 1 | |
20 | Составление меню для завтрака. | 1 | |
21 | Конкурс «Самая вкусная, полезная каша» | 1 | |
22 | «Плох обед, если хлеба нет» | 1 | |
23 | Экскурсия в булочную. | 1 | |
24 | Составление меню обеда. | 1 | |
25 | Практическая работа «Советы Хозяюшки». | 1 | |
26 | Секреты обеда. | 1 | |
27 | Брейн-ринг | 1 | |
28 | Изготовление поделок для выставки «Хлеб всему голова» | 1 | |
29 | Проведения «Праздника хлеба» | 1 | |
30-31 | Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет». | 2 | |
32-33 | Подведение итогов. | 2 | |
Содержание программы «Разговор о правильном питании»
2-й год обучения
Содержание | Теория | Практика |
1. Вводное занятие | Повторение правил питания | Ролевые игры |
2. Путешествие по улице «правильного питания». | Знакомство с вариантами полдника | Игра, викторины |
3. Молоко и молочные продукты. | Значение молока и молочных продуктов | Работа в тетрадях, составление меню.Конкурс-викторина |
4. Продукты для ужина. | Беседа «Пора ужинать» Ужин, как обязательный компонент питания | Составление меню для ужина. Оформление плаката «Пора ужинать».Ролевыен игры |
5. Витамины. | Беседа «Где найти витамины в разные времена года». | Составление и отгадывание кроссвордов, практическая работа ролевые игры. |
6. Вкусовые качества продуктов. | Беседа «На вкус и цвет товарища нет». | Практическая работа по определению вкуса продуктов. Ролевые игры |
7. Значение жидкости в организме. | Беседа «Как утолить жажду» Ценность разнообразных напитков. | Работа в тетрадях. Ролевые игры. Игра – демонстрация «Из чего готовят соки» |
8. Разнообразное питание. | Беседа «Что надо есть, чтобы стать сильнее». Высококалорийные продукты. | Работа в тетрадях, составление меню второго завтрака в школе, ролевые игры. |
9. Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты. | Беседа «О пользе витаминных продуктов».Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. | КВН «Овощи, ягоды, фрукты самые витаминные продукты». Каждому овощу свое время. Ролевые игры. |
10. Проведение праздника «Витаминная страна». | | Конкурсы, ролевые игры. |
11. Семейное творческое содружество детей и взрослых. Проект «Самый полезный продукт». | | |
12. Подведение итогов. | | Отчет о проделанной работе. |
Календарно-тематическое планирование
«Разговор о правильном питании»2-й год обучения.
п/п | Содержание занятий. | Всего часов | Дата |
1. | Вводное занятие. Повторение правил питания. | 1 | |
2. | Путешествие по улице правильного питания. | 1 | |
3. | Время есть булочки. | 1 | |
4. | Оформление плаката молоко и молочные продукты. | 1 | |
5. | Конкурс, викторина знатоки молока. | 1 | |
6. | Изготовление книжки-самоделки «Кладовая народной мудрости» | 1 | |
7. | Пора ужинать | 1 | |
8. | Практическая работа как приготовить бутерброды | 1 | |
9. | Составление меню для ужина. | 1 | |
10 | Значение витаминов в жизни человека. | 1 | |
11 | Практическая работа. | 1 | |
12. | Морепродукты. | 1 | |
13. | Отгадай мелодию. | 1 | |
14. | «На вкус и цвет товарища нет» | 1 | |
15. | Практическая работа «Из чего приготовлен сок?» | 1 | |
16. | Как утолить жажду | 1 | |
17. | Игра «Посещение музея воды» | 1 | |
18. | Праздник чая | 1 | |
19. | Что надо есть, что бы стать сильнее | 1 | |
20. | Практическая работа « Меню спортсмена» | 1 | |
21. | Практическая работа «Мой день» | 1 | |
22. | Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты | 1 | |
23. | Практическая работа «Изготовление витаминного салата» | 1 | |
24. | КВН «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты» | 1 | |
25. | Оформление плаката «Витаминная страна» | 1 | |
26. | Посадка лука. | 1 | |
27. | Каждому овощу свое время. | 1 | |
28. | Инсценирование сказки вершки и корешки | 1 | |
29. | Конкурс «Овощной ресторан» | 1 | |
30-31 | Изготовление книжки «Витаминная азбука» | 2 | |
32-33 | Проект | 2 | |
34 | Подведение итогов. Творческий отчет «Реклама овощей». | 1 | |
Содержание программы кружка «Разговор о правильном питании»
3-й год обучения
Содержание | Теория | Практика |
1. Вводное занятие. | Обобщение имеющихся знаний об основах рационального питания | Знакомство с рабочей тетрадью « Две недели в лагере здоровья» |
2. Состав продуктов. | Беседа «Из чего состоит пища».Основные группы питательных веществ | Оформление дневника здоровья. Составление меню. Оформление стенгазеты «Из чего состоит наша пища». |
3. Питание в разное время года | Беседа «Что нужно есть в разное время года» Блюда национальной кухни | Ролевые игры. Составление меню. Конкурс кулинаров. |
4. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | Беседа «Что надо есть, если хочешь стать сильнее».Рацион собственного питания. | Дневник «Мой день». Конкурс «Мама папа я - спортивная семья». |
5. Приготовление пищи | Беседа « Где и как готовят пищу» Устройство кухни Правила гигиены. | Экскурсия на кухню в школьной столовой . Ролевые игры. Конкурс «Сказка, сказка, сказка». |
6. В ожидании гостей. | Беседа «Как правильно накрыть стол»Столовые приборы | Ролевые игры. Конкурс «Салфеточка». |
7. Молоко и молочные продукты | Беседа «Роль молока в питании детей». Ассортимент молочных продуктов. | Игра -исследование «Это удивительное молоко». Игра «Молочное меню». Викторина. |
8. Блюда из зерна | Полезность продуктов , получаемых из зерна. Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна. | Ролевые игры. Конкурс «Хлебопеки». Праздник «Хлеб всему голова». |
9. Проект «Хлеб всему голова» | | |
10. Творческий отчет. | | |
Календарно-тематическое планирование кружка «Разговор о правильном питании»
3-й год обучения
п/п | Содержание занятий | Всего часов | Дата |
1. | Введение | 1 | |
2. | Практическая работа. | 1 | |
3. | Из чего состоит наша пища | 1 | |
4. | Практическая работа «Меню сказочных героев» | 1 | |
5. | Что нужно есть в разное время года | 1 | |
6. | Оформление дневника здоровья | 1 | |
7. | Выпуск стенгазеты о составе нашей пищи | 1 | |
8. | Игра «В гостях у тетушки Припасихи» | 1 | |
9-10 | Конкурс кулинаров | 2 | |
11 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | 1 | |
12 | Составление меню для спортсменов | 1 | |
13 | Оформление дневника «Мой день» | 1 | |
14 | Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья» | 1 | |
15 | Где и как готовят пищу | 1 | |
16 | Экскурсия в столовую. | 1 | |
17 | Конкурс «Сказка, сказка, сказка». | 1 | |
18 | Как правильно накрыть стол. | 1 | |
119 | Игра накрываем стол | 1 | |
20 | Молоко и молочные продукты | 1 | |
21-22 | Экскурсия на молокозавод | 2 | |
23 | Игра-исследование «Это удивительное молоко» | 1 | |
24 | Молочное меню | 1 | |
25 | Блюда из зерна | 1 | |
26 | Путь от зерна к батону | 1 | |
27 | Конкурс «Венок из пословиц» | 1 | |
28 | Игра – конкурс «Хлебопеки» | 1 | |
29 | Выпуск стенгазеты | 1 | |
30 | Праздник «Хлеб всему голова» | 1 | |
31 | Экскурсия на хлебкомбинат | 1 | |
32-33 | Оформление проекта « Хлеб- всему голова» | 2 | |
34 | Подведение итогов | 1 | |
Предполагаемые результаты 3-го года обучения |
Ученики должны знать: | Ученики должны уметь: |
- при недостатке того или иного питательного вещества организм не может справляться с работой; - основные отличия рациона питания в летний и зимний периоды; - здоровье и внешность человека во многом зависит от него самого; - условия хранения продуктов; - правила сервировки стола; - важность употребления молочных продуктов. | - составлять меню; - соблюдать правила техники безопасности при использовании кухонных принадлежностей и бытовых приборов; - различать столовые приборы и столовую посуду, которая используется к завтраку, обеду. |
Содержание программы « Разговор о правильном питании»
4-й год обучения
Содержание | Теория | Практика |
1 Вводное занятие | Повторение правил питания | Ролевые игры |
2.Растительные продукты леса | Беседа: «Какую пищу можно найти в лесу» Правила поведения в лесу. Правила сбора грибов и ягод. | Работа в тетрадях. Отгадывание кроссворда. Игра « Походная математика» Игра – спектакль « Там на неведомых дорожках» |
3.Рыбные продукты | Беседа «Что и как можно приготовить из рыбы» Важность употребления рыбных продуктов. | Работа в тетрадях Эстафета поваров « Рыбное меню» Конкурс рисунков « В подводном царстве» Конкурс пословиц и поговорок» |
4.Дары моря | Беседа о морепродуктах. Блюда из морепродуктов Знакомство с обитателями моря. | Работа в тетрадях. Викторина « В гостях у Нептуна» |
5.Кулинарное путешествие по России» | Знакомство с традициями питания регионов, историей быта своего народа | Работа в тетрадях Конкурс – рисунков «Вкусный маршрут» Игра – проект « кулинарный глобус» |
6 Рацион питания | Рассмотреть проблему « Что можно приготовить,если выбор продуктов ограничен» | Работа в тетрадях . « Моё недельное меню» Конкурс « На необитаемом острове» |
7.Правила поведения за столом | Беседа « Как правильно вести себя за столом». Знакомство со стихотворением « Назидание о застольном невежестве» | Работа в тетрадях. Сюжетно – ролевые игры. |
8.Накрываем стол для родителей | | |
9.Проектная деятельность. | Определение тем и целей проектов, форм их организации Разработка планов работы, составление плана консультаций с педагогом | Выполнение проектов по теме «___________________________» Подбор литературы. Оформление проектов. |
10.Подведение итогов работы | | |
Календарно – тематическое планирование
« Разговор о правильном питании» 4-й год обучения
№ п/п | Содержание занятия | Всего часов | Дата |
1. | Вводное занятие | 1 | |
2. | Какую пищу можно найти в лесу. | 1 | |
3. | Правила поведения в лесу | 1 | |
4. | Лекарственные растения | 1 | |
5. | Игра – приготовить из рыбы. | 1 | |
6. | Конкурсов рисунков»В подводном царстве» | 1 | |
7. | Эстафета поваров | 1 | |
8. | Конкурс половиц поговорок | 1 | |
9. | Дары моря. | 1 | |
10. | Экскурсия в магазин морепродуктов | 1 | |
11. | Оформление плаката « Обитатели моря» | 1 | |
12. | Викторина « В гостях у Нептуна» | 1 | |
13. | Меню из морепродуктов | 1 | |
14. | Кулинарное путешествие по России. | 1 | |
15. | Традиционные блюда нашего края | 1 | |
16. | Практическая работа по составлению меню | 1 | |
17. | Конкурс рисунков « Вкусный маршрут» | 1 | |
18. | Игра – проект « Кулинарный глобус» | 1 | |
19. | Праздник « Мы за чаем не скучаем» | 1 | |
20. | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен | 1 | |
21. | Составление недельного меню | 1 | |
22. | Конкурс кулинарных рецептов | 1 | |
23. | Конкурс « На необитаемом острове» | 1 | |
24. | Как правильно вести себя за столом | 1 | |
25. | Практическая работа | 1 | |
26-27 | Изготовление книжки « Правила поведения за столом» | 2 | |
28. | Накрываем праздничный стол | 1 | |
29-32 | Проект | 4 | |
33-34 | Подведение итогов | 2 | |
Предполагаемые результаты 4-го года обучения |
Ученики должны знать: | Ученики должны уметь: |
- кулинарные традиции своего края; - растения леса, которые можно использовать в пищу; - необходимость использования разнообразных продуктов, - пищевую ценность различных продуктов. | - приготовить блюдо, если набор продуктов ограничен, - выбирать из набора продуктов наиболее полезные для организма; - накрывать праздничный стол. |
Список литературы:
Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.-Л., 1974,200с
Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с
Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с
Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с
Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.
Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с