СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" расчитана на 1 год обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Разговор о правильном питании»

дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

спортивно - оздоровительное

начальное общее образование (1 год)

возраст обучающихся 6 – 7 лет



















Программа внеурочной деятельности: Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009). для обучающихся начальной школы, рассчитана на 4 года.

Направление – спортивно - оздоровительное

Разработчик программы: Горьковец Анна Геннадьевна.



Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета от « » августа 20 г., протокол № 1























  1. Пояснительная записка

Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009).

Цель Программы - формирование у обучающихся культуры питания как составляющей здорового образа жизни и создание необходимых условий, способствующих укреплению их здоровья.

Задачи

Реализация Программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

  • формирование и развитие представлений у обучающихся о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;

  • формирование готовности обучающихся заботиться и укреплять собственное здоровье;


  • формирование у обучающихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья;

  • профилактика поведенческих рисков здоровья, связанных с нерациональным питанием обучающихся;

  • освоение обучающимися практических навыков по приготовлению кулинарных блюд;

  • информирование обучающихся о национальных традициях, связанных с питанием, расширение знаний об истории питания;

  • формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

  • развитие творческих способностей и кругозора у обучающихся познавательной деятельности;

  • предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.


Преподавание программы «Разговор о правильном питании» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Программа «Разговор о правильном питании» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю: 1 класс -33часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 135 часов ( теоретических – 51ч., практических – 84 ч.) В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.


Основные методы обучения:

  • фронтальный метод;

  • групповой метод;

  • практический метод;

  • познавательная игра;

  • ситуационный метод;

  • игровой метод;

  • соревновательный метод;

  • активные методы обучения.

Формы обучения:

  • Ведущими формами деятельности предполагаются:

  • чтение и обсуждение;

  • экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия;

  • встречи с интересными людьми;

  • практические занятия;

  • творческие домашние задания;

  • праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;

  • конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);

  • ярмарки полезных продуктов;

  • сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;

  • мини – проекты;

  • совместная работа с родителями.


2. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;

применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.









3. Календарно-тематический план

п/п

Календарные сроки

Тема учебного занятия

Тип и форма занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Воспитательная

работа

Дидактические материалы техническое обеспечение


предполагаемые

фактические

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1,




Если хочешь быть здоров.



комбинированный

Занятие - игра

1




Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день

Сюжетно – ролевая игра «В магазине»; демонстрация картинок, тематическое рисование; родительское собрание

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

Картинки, цветные карандаши, альбом

2





Самые полезные продукты.



комбинированный

Занятие - игра

1

3




Всякому овощу – своё время.

комбинированный

Занятие - игра

1



1

Научить детей выбирать самые полезные продукты

Сюжетно – ролевая игра «На кухне»;игра – соревнование «Разложи продукты на разные столы», динамическая игра «Поезд»;.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Презентация, муляжи продуктов



4





Как правильно есть.

5




Удивительные превращения пирожка

комбинированный


1


Познакомить детей с разнообразием овощей

Праздник урожая

бережному отношению к материальным и духовным ценностям;


Костюмы, плакаты, осенние букеты,

6



Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной

Занятие- - праздник

1

7




Плох обед, если хлеба нет.


комбинированный

Занятие - игра

1




Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания.

Игра – обсуждение «Законы питания»; игра – инсценировка «В кафе»; игра «Чем не стоит делиться»; моделирование ситуации

формирование эстетических потребностей

Детская посуда, цветные карандаши. альбом





8





Время есть булочки.


комбинированный

Занятие - игра

1


9




Плох обед, если хлеба нет.


комбинированный

1

Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.

Соревнование «Покажи время»; игра, демонстрация, тест, знакомство с народным праздником «Капустник».

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов


1

10



Пора ужинать.

Занятие соревнование


11




На вкус и цвет товарищей нет


комбинированный

Занятие викторина

1

Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.

Игра «Знатоки»; викторина «Узнай произведение»; конкурс «Кашевар», рассказ по картинкам, составление

«Меню младшего школьника»

формирование эстетических потребностей

презентация

12





Как утолить жажду.


1



13



Что надо есть, если хочешь стать сильнее.


комбинированный


Занятие игра


Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре

Игра «Собери пословицу» Инсценирование сказки «Колосок», чтение по ролям, сюжетно – ролевая игра «За обедом», беседа.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Пословицы, детская посудка.

14



Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.


комбинированный


Занятие игра


15.




Где найти витамины весной.


комбинированный

занятие - конкурс;


Познакомить с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах












Конкурс


Викторина «Угадай фрукты, тематическое рисование»

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Плакаты,

Презентация,



16





Всякому фрукту – своё время

комбинированный

17



Из чего состоит наша пища.

Дневник здоровья

Пищевая тарелка

Комбинированный

занятие - игра

18




. Меню жаркого летнего дня и холодного зимнего дня.

комбинированныззанятие - игра

1

Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его составе.

Игра «Объяснялки», игра – соревнование «Что и во сколько можно есть», конкурс «Бутерброд», творческие работы детей.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Продукты для бутербродов.

1



19

3.02


Как правильно питаться, если занимаешься спортом


20


10.02


Где и как готовят пищу.

комбинированный

занятие - игра


Познакомить с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов, привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов.

Практическая работа, игра «Приготовь блюдо», чтение по ролям.

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Презентация о Маслинице

21

17.02


Как правильно накрыть стол (практикум)

занятие практикум

22


02.03


Молоко и молочные продукты.




комбинированный

занятие - игра




1

Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков

Удивительное молоко», разучивание песни «Кто пасётся на лугу» (слова Ю. Черных, музыка А.Пахмутовой), рассказ о народном блюде «жаворонки»

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Продукты. Презентация о чае.





23





Какую пищу можно найти в лесу

занятие - заочная экскурсия;

1

24




Дары моря.




комбинированный

занятие - игра


1









1

Сформировать представление о

Дарах море и их пользе в питании человека

Формировать знание правил техники безопасности на кухне и сервировки стола для ежедневного приёма пищи;

осознание важности знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека




Игра «Мой день», викторина «Нужно дополнительное питание или нет»,

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Презентация



25



Как правильно вести себя за столом.

комбинированный

занятие - игра

24



Мой ЗОЖ

комбинированный


1


Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.


Конкурс загадок, игра «Отгадай название», рассказ по картинкам, тематическое рисование.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

цветные карандаши. Альбом. Презентация о витаминах

25



«Фаст фуды»

занятие - игра

1

26



Где и как мы едим

занятие - игра

1

27



Ты - покупатель Правила вежливости.

комбинированный

Занятие - соревнование

1


Познакомить детей с правилами поведения за столом

Соревнование трёх команд «Овощи, ягоды и фрукты»

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

цветные карандаши. Альбом. Презентация о овощи, фрукты, ягоды.



28



Ты готовишь себе и друзьям

Бытовые приборы для кухни

Занятие -

соревнование

1

29




Помогаем взрослым на кухне.

комбинированный



1





1

Познакомить детей с разнообразием

Блюд разных народов

Викторина «Угадай фрукты, тематическое рисование

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

цветные карандаши. Альбом. Презентация о овощи, фрукты, ягоды



30





Кухни разных народов

Занятие - конкурс;

31






Традиционные блюда России

комбинированный




1




Закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить учащихся с полезными блюдами для праздничного стола.


Организационно – деятельностная игра «Аукцион», конкурс на лучший подарок – совет.

Исследовательский проект «Здоровое питание»

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Материал, для изготовление подарка

32




Сахар его польза и вред


комбинированный




1




33



Путешествие по «Аппетитной стране»

комбинированный





1

формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;



4.Содержание рабочей программы



В отличие от многих других обучающих программ, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:

1 модуль "Разговор о правильном питании"

разнообразие питания:

"Самые полезные продукты",

"Что надо есть, если хочешь стать сильнее",

"Где найти витамины весной",

"Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",

"Каждому овощу свое время";

гигиена питания: "Как правильно есть";
режим питания: "Удивительные превращения пирожка";
рацион питания:

"Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной",

"Плох обед, если хлеба нет",

"Полдник. Время есть булочки",

"Пора ужинать",

"Если хочется пить";

культура питания:

"На вкус и цвет товарищей нет",

"День рождения Зелибобы".

2 модуль "Две недели в лагере здоровья"
разнообразие питания:

"Из чего состоит наша пища",

"Что нужно есть в разное время года",

"Как правильно питаться, если занимаешься спортом";

гигиена питания и приготовление пищи:

"Где и как готовят пищу",

"Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен";

этикет:

"Как правильно накрыть стол",

"Как правильно вести себя за столом";

рацион питания:

"Молоко и молочные продукты",

"Блюда из зерна",

"Какую пищу можно найти в лесу",

"Что и как приготовить из рыбы",

"Дары моря";

традиции и культура питания: "Кулинарное путешествие по России".
3 модуль "Формула правильного питания"
рациональное питание как часть здорового образа жизни:

"Здоровье - это здорово";

"Продукты разные нужны, продукты разные важны",

режим питания: "Режим питания",
адекватность питания: "Энергия пищи",
гигиена питания и приготовление пищи:

"Где и как мы едим",

"Ты готовишь себе и друзьям";

потребительская культура: "Ты - покупатель";
традиции и культура питания:

"Кухни разных народов",

"Кулинарное путешествие",

"Как питались на Руси и в России",

"Необычное кулинарное путешествие".

Для каждого модуля подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для учащихся, методические пособия для педагогов и плакаты.

Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.

  1. Средства контроля.



  1. Конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);

  2. мини – проекты;

  3. тесты.

  4. Анкеты для родителей и учащихся


6.Учебно-методические средства обучения

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) гербарии ;продукты питания; микропрепараты; столовые приборы; бытовые приборы для кухни

2) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи, схемы, плакаты;

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем программы «Разговор о правильном питании».

Наряду с принципом наглядности в изучении программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

Литература

1. Бакуменко О.Е., Васнева И.К., Доронин А.Ф. Образ жизни и питание учащихся: монография. -М.: Издательский комплекс МГУПП, 2010. - 100 с.

2. Диетология: Руководство / Под ред. А.Ю. Барановского. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 1024 с. -(Серия «Спутник врача»).

3. Доронин А.Ф., Бакуменко О.Е., Панфилова С.Н. Конспект лекций по дисциплине «Технология продуктов детского питания» - М: Издательский комплекс МГУПП, 2010. -70 с.

4. Еделев Д.А., Бутова С.Н., Биохимические процессы обмена веществ в жизнедеятельности живого организма - М., 2012 - 463 с.

5. Платова Л.Г., Кочеткова А.А., Нечаев А.П., Тутельян В.А., Жировые продукты для здорового питания. Современный взгляд. - М:ДеЛи принт, 2009. - 396 с.

6. Конышев В.А. «Ты то, что ты ешь: азбука питания» - М.: Эксмо, 2011. - 384с, 7.Методические рекомендации MP 2.3.1.2432-08. г. Нормы физиологических

потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. - М., 2008.

8. Нечаев А.П., Кочеткова А.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. - М.: Колос, 2001.-256 с.

9. Поздняковский В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов: учебник / 4 изд., испр. И доп. - Новосибирск Сиб.унив.изд-во, 2005. - 522 с.

10. Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ. Методические указания MP 2.3.1.1915-04. -М.: РИКГОУОГУ, 2004. - 36 с.

11. Рогов И.А., Антипова Л.В., Дунченко Н.И. Химия пищи. - М.: КолосС, 2007. - 853 с.

12. Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н., Позняковский В.М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами. Наука и технология. -Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. - 548 с.

13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.2408-10 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Дополнения и изменения № 22 к СанПиН 2.3.2.1078-01.

14. Спиричев В.Б. «Что могут и чего не могут витамины» - М.: «Миклош», 2003. -