№ п/п | Этап занятия1 Примерное время проведения | Цель | Деятельность учителя (Содержание учебного материала) | Деятельность учащихся |
1 | Организация начала занятия | Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | «Здравствуйте, ребята, покажите, как нужно правильно сидеть за партой: ноги на полу вместе, руки на парте, спина прямая. Ребята, давайте повторим правила работы с техникой на занятии. Как вы понимаете пословицу, на экране: «Красна птица пением, а человек умением». Сегодня мы будем продолжать приобретать новые умения, работать в роли исследователей. | Принимают правильное положение за партой. Повторяют правила работы с техникой на уроке. Объясняют пословицу. Настраиваются на урок. |
3 | Актуализация знаний | Повторение ранее изученного материала. | Ребята, давайте повторим правила работы в парах. Сейчас вы будете выполнять задание на планшетах, отсканируйте qr-код с экрана, перейдите по ссылке (Приложение 1). Вы откроете викторину по теме прошлого занятия, совещаясь, отмечайте правильный вариант ответа. В конце оцените свою работу +, +-, ✔ на листах самооценки (Приложение 2). Ребята, темой одного из прошлых занятий было методы исследования, с помощью викторины, мы вспомнили основные понятия, давайте вспомним теперь, что такое исследовать? Исследовать - подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то, то есть идти по следу. У каждого из вас на парте лежат картинки чьих-то следов, объединитесь в группы по одинаковым следам. (Картинки следов лисицы, медведя, волка). Давайте вспомним правила работы в группах. Ребята, так как мы сегодня исследователи, давайте составим портрет исследователя, для этого подходите к доске по очереди и ставьте плюс к тому качеству, которое присуще ученому и крестик к тому, что ученому не подходит. Ребята, ученые, портреты которых вы составили, принесли шарики, посмотрите, какие они? (сдутые) А если мы пойдем на праздник, что мы должны сделать с шариками? (надуть) Чем будем надувать? (воздухом) А как вы думаете, можно ли обнаружить воздух? (затруднение) Сегодня мы будем узнавать, возможно ли обнаружить воздух. Для этого нам нужно узнать, каким методом исследования мы будем пользоваться. Поставьте перед собой цель на этом занятии и выпишите её в свой лист самооценки. | Выполняют задание LerningApps в парах. Объединяются по группам. |
4 | Усвоение новых знаний и способов действий | Открытие новых знаний по изучаемой теме. | Ребята, каждой команде я выдаю текст, каждая команда, должна выделить в нем главную информацию и потом рассказать классу. (Приложение 3)». По мере выступления групп информация появляется на слайде. Оцените свою работу +, +-, ✔ на листах самооценки. | Работая в группах, выясняют, что такое эксперимент, его виды и историю создания, выступают. |
5 | Первичная проверка понимания | Первичная проверка усвоения обучающимися новых способов действий, используя новые знания. | «Ребята, сейчас я предлагаю вам провести эксперименты для того, чтобы понять, можно ли обнаружить воздух. Давайте каждый в классе составит план проведения эксперимента, его вы видите на доске, но пункты перепутаны. Давайте поставим пункты плана в правильном порядке». Правильный порядок плана (расставляется учителе на интерактивной доске): Определить цель Провести опыт Сделать вывод. «Найдите у себя на партах карту эксперимента (Приложение 4). Выпишите в строчку «План» план с доски. У каждой группы свой эксперимент, в строчке «Ход проведения» вы найдете то, что вам необходимо сделать, но перед этим прочтите и поставьте цель своего эксперимента. Капитан группы озвучивает эксперимент, который нужно провести и цель, которую ставит группа». Опыты групп: Эксперимент для группы №1 Цель: обнаружить воздух. Проведение опыта: Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в тарелку наполненную водой. Стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: __________________________________ (Воздух можно обнаружить, в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.) Эксперимент для группы №2 Цель: почувствовать воздух. Проведение опыта: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты резинками. Что произошло с пакетами? Сожмите немного пакеты. Что в них находится? Какой он? Вы его видите? А как, нам доказать, что он там есть? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Вывод: _________________________________ (Воздух можно почувствовать) Эксперимент для группы №3 «Как увидеть воздух» Цель: увидеть воздух. Проведение опыта: Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели? Вывод: __________________________________ (Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается) | Проведение экспериментов, формулирование выводов. |
6 | Закрепление знаний и способов действий | Усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач. | После проведения экспериментов, капитаны групп выходят, описывают тот опыт, который они провели, группа показывает свои эксперименты, капитаны читают выводы, которые написали совместно с командой. «Оцените свою работу +, +-, ✔ на листах самооценки. | Презентация экспериментов, узнавание другими группами новых способов обнаружения воздуха. |
9 | Подведение итогов занятия | Подведение итогов и формулировка вывода по пройденной теме занятия. | Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, какой новый метод исследования мы узнали? (эксперимент) Что такое эксперимент? Где мы можем им воспользоваться? В каких науках? Ребята, а как можно обнаружить воздух? (почувствовать, увидеть). Какой мы можем сделать вывод?». Вывод: Метод эксперимента может нам помочь в нахождении истины. | Формулирование вывода занятия. |
10 | Рефлексия | Оценивание обучающимися учебной деятельности. | «Ребята, посмотрите на цель, которую вы ставили перед собой на занятии, достигли ли вы её? Предлагаю нескольким людям озвучить свои ответы. Выпишите результат своей работы. Несколько людей прочитают, чему они научились или что им понравилось на занятии. А теперь, ребята, посмотрите на два высказывания про вашу работу на уроке, подчеркните то, которое вам подходит больше. Сейчас по одному выходите к интерактивной доске и «запустите» в небо шарик». Зеленый шарик – я все понял. Желтый шарик – я старался, но не все получалось. Красный шарик - у меня многое не получалось. «Спасибо, занятие окончено». | Осуществляют самооценку. |
«✔» - неверных ответов больше, чем верных.
Я научился….
Я доволен своей работой на занятии, работал активно / Я старался, но не все получалось
Выбранные методы, приемы и средства обучения повышаю эффективность образовательного процесса и положительно влияют на развитие и воспитание учащихся.