Карточки по физической культуре.

Карточка № 1.

Организационное обеспечение урока.

Задачи Наблюдений: охарактеризовать и оценить организаторские способности учителя, педагогическую целесообразность его действий в соответствии с конкретными учебно-воспитательными задачами урока.

Содержание анализа.

  1. Приход учащихся к месту занятий (свободно по мере подготовки к уроку; по звонку строем), роль в этом учителя, дежурного, физорга. Своевременность начала урока, причины, вызвавшие его задержку.
  2. Распределение времени между частями урока и видами упражнений (игры, метание и др.)Причины иного распределения времени в сравнении с рекомендуемым и предусмотренным в плане урока.
  3. Распределение учащихся на подгруппы, команды. Выделение судей, водящих, капитанов, дежурных и т. д.
  4. Построения и перестроения, размещение учащихся для выполнения различных видов упражнений (о.р.у. ходьбы, бега, прыжков, метаний, игр и др.). Целесообразность выбранных форм размещений и способов перемещения учащихся для выполнения заданий и обеспечения оптимальных пространственных условий работы(хорошей видимости учителя, удобства выполнения упражнений, обзора учителем всех занимающихся, обеспечения безопасности занимающихся, экономии времени занятий).
  5. Использованные способы организации учебной работы - фронтальный, поточный, сменный, групповой и их варианты. Целесообразность использования форм и способов занятий для руководства учебной деятельностью и обеспечения качества обучения и воспитания учащихся.
  6. Подготовка инвентаря к занятиям, установка снарядов и т.д.Распределение обязанностей между занимающимися при установке и уборке инвентаря(организация деятельности учащихся, экономия времени, соблюдение правил безопасности).
  7. Организация учащихся, освобожденных от занятий на уроке ( выполнение ими : отдельных упражнений, например строевых; заданий учителя по оцениванию, комментированию техники выполнения упражнений другими учениками, их поведения, прилежания, ответы на вопросы по основам знаний, страховка и т.д.).
  8. Выбор учителем места при показе различных видов упражнений, для контроля и наблюдений за всем классом в процессе занятий.
  9. Завершение урока (своевременность, построение, подведение итогов урока, уход учащихся в раздевалку).

Пр UM е Ч UH U в. Следует отметить положительные стороны урока, имеющиеся недостатки, сделать выводы, высказать предложения, советы и рекомендации по устранению недочетов. Таким образом, карточка № 1 по своему содержанию даёт возможность педагогам, присутствующим на открытом уроке, проанализировать продуктивность приемов и способов, которые использовал учитель физической культуры для лучшей организации занятий, экономического расходования каждой из 45 минут учебного времени.

Карточка № 2.

Условия и характер деятельности занимающихся на уроке.

Задачи На б Л юдений: охарактеризовать и дать оценку деятельности, поведения и прилежания, учащихся на уроке.

Содержание анализа.

  1. Внешний вид занимающихся (аккуратность, единообразная форма, прическа).
  2. Дисциплина учащихся на уроке в целом и при выполнении отдельных видов упражнений (строевых, игр и др.). Поведение учащихся в условиях соревнований.
  3. Отношение школьников к уроку в целом, отдельным видам упражнений и, в частности, к упражнениям вспомогательного характера.
  4. Отношение *сучителю, в том числе к слабо подготовленным и нарушителям дисциплины. Сплоченность ученического коллектива. Общественное мнение класса по вопросам дисциплины, характера и стиля общения.
  5. Отношение к местам занятий, инвентарю и оборудованию. Участие в подготовке мест занятий и уборке инвентаря.
  6. Качество исполнения обязанностей физорга, дежурного, судьи и отдельных заданий и поручений учителя. Знание и выполнение функциональных обязанностей. Форма, содержание и своевременность работы учителя по инструктированию учащихся-помощников.
  7. Методы оценки и стимулирования труда учащихся-помощников учителя. Их роль в формировании правильного отношения к выполняемым обязанностям, стремлений и желаний выполнять их добросовестно.
  8. Активность, сознательность, инициатива и настойчивость в овладении учебным материалом. Навыки самостоятельного выполнения упражнений умение страховать и оказывать помощь товарищам.
  9. Общефизическая, техническая и тактическая подготовленность занимающихся. Общая культура движений (осанка, походка, манера держаться).

Пр имечиниС: Анализ урока, собранные и обработанные на его основе данные должны отражать положительные стороны урока, содержать рекомендации по устранению недостатков. К какому же выводу приходишь, рассматривая урок под углом зрения всех вышеперечисленных девяти вопросов? Он может быть только один: сознательное, дисциплинированное и творческое начало в деятельности каждого школьника на уроке может рождаться лишь в атмосфере постоянной заботы о питомцах, проявляемой педагогом.

Карточка № 3

Условия и характер деятельности учителя на уроке.

Задачи Наблюдений: охарактеризовать и оценить общепедагогические и специальные знания и умения учителя физической культуры.

Содержание анализа.

Пр

  1. Умение владеть, организовать учебный процесс, поддержать интерес и внимание к занятиям у учащихся, способствовать самостоятельности в их действиях, высокой сознательной дисциплине.
  2. Отношение педагога к ученическому коллективу,отдельным занимающимся с учетом их возраста и индивидуальных способностей ( воспитанность, подготовленность, быстрота овладения учебным материалом, реакция на нагрузку, и исполнительность, инициатива и др.).Педагогический такт.
  3. Умение правильно распределять места занятий учащихся в спортивном зале,выбирать свое место в ходе урока, замечать и исправлять ошибки школьников,изменять темп урока, по ходу его вносить в содержание изменения, продиктованные внешними условиями, состоянием учащихся (утомление, возбуждение и т.д.)
  4. Речь учителя, его умение четко и доступно объяснять учебный материал, показать упражнение, убеждать учащихся. Владение командами, знание терминологии.
  5. Использование оценки как средства стимулирования учащихся к овладению учебным материалом, правильному поведению в коллективе.
  6. Методы педагогического воздействия, используемые учителем на уроке ( убеждение, приучения, поощрения и порицания.
  7. Бодрость и живость ( или, наоборот, вялость и медлительность ) в работе учителя.
  8. Двигательная подготовленность педагога: качество показа физического упражнения, игрового приема, общая культура движений и манера держаться перед классом
  9. Внешний вид учителя ( костюм, прическа и др.).

UM64UHU6: Собранные и проанализированные данные (положительные и отрицательные) соотнести с качеством учебно-воспитательного процесса, сделать выи разработать соответствующие предложения и рекомендации.

а

Карточка № 4

Дозировка упражнений и регулирование нагрузки на уроке.

Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить дозировку отдельных упражнений, дифференцированное распределение нагрузки на уроке.

Содержание анализа.

1. Приёмы дозировки физической нагрузки, применяемые учителем (темп, повторяемость

упражнений, продолжительность выполнения, применение отягощений, внешние условия, выполнения задания).

  1. Дифференцированный подход к учащимся. Способы дифференциации нагрузки. Индивидуализация заданий.
  2. Соответствие нагрузки упражнений педагогическим задачам (развитие двигательных качеств, чередование режима работы с активным отдыхом и др.), особенностям занимающихся (пол, возраст, подготовленность, состояние здоровья, индивидуальные особенности), внешним условиям (температура, атмосферные явления, одежда занимающихся).
  3. Способы-регулирования нагрузки на протяжении всего урока (паузы для отдыха, чередование упражнений, специальные упражнения в расслаблении, упражнения на регулирование дыхания). Темп урока, его моторная плотность.
  4. Учёт учителем внешних признаков утомления занимающихся при регулировании физической нагрузки на уроке (потоотделение, покраснение или побледнение лица, резкое учащение дыхания, нарушение координации движений, жалобы на усталость, боль в ногах, в области сердца, головную боль, тошноту, рвоту).
  5. Стимулирование учащихся к поддержанию высокой физической активности при овладении учебным материалом. Время работы на уровне околопредельных нагрузок.

Пр

UM £4 йН U 6 ' Охарактеризовать и оценить эффективность использованных средств и методов, повышающих качество учебно-воспитательного процесса, КПД упражнений Достигнутые результаты. Наблюдение может быть дополнено данными подсчёта ЧСС, составлением графика её изменения. Выводы и предложенные рекомендации, обеспечивающие посилъность заданий и упражнений при высоком напряжении сил и способностей учащихся.

а

Карточка № 5

Страховка, помощь и взаимопомощь на уроке.

Задачи Наблюдений: охарактеризовать и оценить знания и профессиональные действия учителя при оказании помощи и страховки, а также навыки самостраховки и взаимопомощи, сформированные у учащихся. Определить педагогическую целесообразность (или нецелесообразность ) оказания помощи и страховки.

Содержание анализа.

  1. При выполнении, каких упражнений применялись помощь и страховка.
  2. Цель применения помощи и страховки (первоначальное изучение, уточнение представлений, преодолеть страх и поверить в возможность выполнения упражнения ) и их целесообразность в каждом случае.
  3. Своевременность и правильность приёмов помощи и страховки.
  4. Привлечение занимающихся к оказанию помощи и страховки. Вооружённость учащихся знаниями и умениями методического характера (назначение упражнения, основные требования к технике выполнения, знание ошибок в технике движений и умение их исправлять.)
  5. Роль учителя в руководстве учащимися, оказывающими взаимопомощь и страховку. Наличие ( или отсутствие ) инструкции по оказанию помощи, её содержания и пользы.
  6. Виды поощрения учащихся, оказывающих помощь и страховку. Их роль в формировании у учащихся желания и стремления самостоятельно оказывать помощь товарищам, нуждающимся в ней.

Пр UM вЧ U Н U е .* Наблюдение следует организовать по видам упражнений, где применялась помощь и взаимопомощь, страховка и самостраховка. Обобщение материалов сопроводить предложениями, направленными на устранение недостатков, а также советами и выводами, обеспечивающими безопасность занятий учащихся на уроке.

Карточка № 6

Применение методов слова.

Задачи Наблюдений: установить знание учителем, проводящим урок, основного состава методов, в частности методов слова, а также умение целесообразно подбирать и эффективно применять их в учебно-воспитательном процессе.

Содержание анализа.

  1. Методы слова, применявшиеся на уроках в целях вооружения учащимися основами знаний, обучения физическим упражнениям, нравственного воспитания занимающихся.
  2. Использование рассказа при сообщении учащимся основ знаний, изложении содержания и правил игры, информации о правилах и нормах поведения и общения в ходе данного урока. Точность и логичность изложения; образность, краткость, доходчивость и другие особенности речи учителя; достигнутая познавательная ценность рассказа.
  3. Применение описания при ознакомлении учащихся с техникой предлагаемых движений, тактическими приёмами. Полнота и точность описания, целесообразная последовательность характеристики элементов предлагаемых упражнений; наличие проверки воспринятого; ориентировка детей на мысленное построение модели собственных двигательных действий по данному описанию.
  4. Использование объяснений для раскрытия причинно-следственных отношений, закономерностей изучаемого, выяснение взаимосвязи его с ранее полученными знаниями по другим предметам и по физической культуре. Чёткость определения назначения усваиваемого материала; убедительность обоснования требований к процессу изучения и его результата там; стремление привлекать к объяснению учащихся (стимулирование участия в рассуждениях, выводах); научно-познавательная и воспитательная ценность данного метода.
  5. Применение метода заданий при осуществлении наблюдений, комментировании, решении двигательных задач, приобретении новых знаний, выполнении упражнений и пр. Характер предложенных заданий (исполнительский, поисковый, творческий); их форма, доступность формулировок; степень подготовленности и отношение учащихся к самостоятельному выполнению задания; качество учебной работы по заданию, её эффективность.
  6. Использование беседы для формирования положительного отношения к изученному, углубления и расширения знаний, выполнения интересов, понимания изучаемого, определение затруднений в работе, развития у занимающихся логического мышления, коллективного решения учебных задач. Характер беседы (вопросно-ответное выявление знаний, взглядов, отношений, суждений, оценок, свободное двух и многостороннее обсуждение, деловой спор). Умение учителя вести беседу, внимательно слушать, активизировать учащихся, тактично направлять обсуждение, обобщать высказывания; степень подготовленности и отношение учащихся к беседе, её воспитательно-образовательное значение.
  7. Использование указаний для ориентировки занимающихся в возможных или уже допущенных ошибках, способах их предупреждения и исправления; в целях предупреждения травматизма, обеспечения организованности и коллективных действий, по поводу поведения и общения учащихся. Соблюдение меры з количестве указаний. Отметить целесообразность и авторитетность указаний, их роль в обучении и воспитании занимающихся, отношение к ним учащихся. Выяснить обеспечен ли достаточный простор учащимся для принятия самостоятельных решений, проявления личной активности и ответственности.
  8. Использование метода разбора при подведении итогов части или всей проделанной работы, выявлении достижений, определении направленности, характера дальнейших учебных действий и т. п. Виды разбора: односторонний (проводимый учителем или учеником), коллективный (совместно с учителем и учащимися или только учащимися). Умение учителя руководить разбором, регулировать обмен мнениями обеспечивать деловитость высказываний, корректность взаимоотношений. Достигнутый эффект разбора

9. Применение команд, распоряжений и словесной сигнализации при управлении действиями занимающихся, организованном начале, продолжении и завершении заданной работы; регулирование темпа движений. Соблюдение терминологических требований к командам в

зависимости от возраста и подготовленности учащихся, особенностей выполняемых упражнений (строевых, гимнастических). Темп подачи команд и распоряжений с учётом конкретных условий проведения урока (в помещении или на открытом воздухе, местоположение учащихся их состояние и др.).

  1. Использование методов убеждения, поощрения, порицания в нравственном воспитании учащихся; их целесообразность; достигнутые результаты.
  2. Использование слова в целях оценки успеваемости и поведения учащихся. Виды оценок (оценочные суждения, оценка в баллах, определение оценки). Объективность оценок, их современность и форма объяснения детям; отношение учащихся к оценкам; привлечение к оцениванию учащихся, приёмы побуждения к самооцениванию выполняемых упражнений, поведения и отношений между учащимися

Пр UM е Ч U Н U е .* Оценить умение педагога творчески сочетать, варьировать и обобщать выбранные методы конкретным методическим приёмам, учитывая намеченные задачи, особенности учебного материала, условия проведения урока, учебные ситуации и возможности учащихся. Сделать выводы и дать рекомендации учителю. В практической работе учителя физической культуры осуществляют обучение физическим упражнениям, взаимосвязано используя несколько способов сочетания методов словесной передачи знаний и демонстрации. Так, например, при изучении новой учебной системы слово предшествует показу. Сам по себе показ учителем того или иного физического упражнения, изучаемого приёма в спортивной игры не может не сопровождаться объяснением. Подобная взаимосвязь методов слова с методами наглядного восприятия, где объяснение следует за показом, а показ сопровождается объяснением, делает процесс обучения насыщенным и высокоэффективным.

Категория: Физкультура
08.01.2018 21:45


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас