СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (УМК "Планета знаний")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку с календарно-тематическим планированием, которое содержит графы "Тема", "Планируемые результаты" (предметные, метапредметные, личностные), "Характеристика деятельности учащихся", "Дидактическое сопровождение" (УМК "Планета знаний"; Желтовская Л.Я. Русский язык: 2-й кл.: учебник: В 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М.: Астрель)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (УМК "Планета знаний")»

МКОУ Городокская средняя общеобразовательная школа № 2


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______


Протокол № ___ от

«____»____________2016г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по учебной работе ____________


«____»____________2016г.


«Утверждено»

Директор


_________


« ___»__________2016г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Журавлевой Натальи Владимировны,

учителя высшей квалификационной категории,

по предмету «Русский язык»

2 класс


















с. Городок

2016-2017 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений базового уровня разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой, Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Русский язык», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебного плана МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2016-2017 учебный год.


Программа составлена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся 2 класса – класса возрастной нормы.


В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

  • социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи) и навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

  • овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.


Общая характеристика учебного предмета «Русский язык».

Программа по русскому языку для начальных классов является органичной частью курса русского языка и литературы средней общеобразовательной школы. Особенность курса в том, что он представляет собой пер­воначальный этап изучения системы родного языка.

В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».

Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. В разделе «Речевое общение» указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли,






функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства.

Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи учеников: обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического строя речи, развитие речевого слуха и пр. Рекомендуется проведение упражнений в ситуациях диалога, в ходе которых дети учатся слушать и вступать в диалог, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать других, участвовать в групповом и коллективном обсуждении проблем, налаживать сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений, использования средств языка в речи. Изучение системы языка, его языковых средств остаётся важнейшим направлением в начальном курсе русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором представлен языковой материал.

Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова.

Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.

Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий, которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.

Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).

Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.

В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.



Принципы построения курса

Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов произведён отбор языкового материала, его структурирование, выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;

этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.

При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и концентричности.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.

Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть.

Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.


Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Филология»,в соответствии с Федеральным базисным учебным планом во 2 классе на него отводится 170 часов, 5 ч в неделю, 34 учебные недели.


Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность общения – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизмаосознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечестваосознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положи­тельного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;

  • понимание ценности нравственных норм, закреплён­ных в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

  • осознание своей принадлежности народу, стране, чувс­тва уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку как к родному;

  • адекватное восприятие оценки собственной деятель­ности, данной одноклассниками, учителем, умение призна­вать собственные ошибки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точнос­ти русского слова;

  • осознания русского языка как основного средства об­щения народов России;

  • осознания предложения и текста как средств для вы­ражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и бо­гатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

  • восприятия русского языка как основной, главной час­ти культуры русского народа, понимания того, что изме­нения в культуре народа находят своё отражение в языке;

  • понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познава­тельного интереса к значению слова и к его истокам, поло­жительная мотивация к решению различных коммуника­тивных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.).


ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:

  • осознавать слово как главное средство языка;

  • понимать прочитанное при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании;

  • осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);

  • различать звуки и буквы, различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; со­гласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);

  • делить слова на слоги для переноса (без стечения со­гласных);

  • использовать небуквенные графические средства: про­бел; знак переноса;

  • использовать правила обозначения гласных и соглас­ных звуков на письме;

  • использовать знание последовательности букв в алфа­вите для упорядочивания слов и поиска нужной информа­ции (в словарях и др.);

  • соблюдать произносительные нормы в собственной ре­чи (в объёме представленного в учебнике материала);

  • различать родственные (однокоренные) слова;

  • осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилага­тельное, глагол, предлоги);

  • осознавать признаки предложения как коммуникатив­ного средства языка (выражение мысли, связь слов, интона­ционная законченность);

  • применять правила правописания (в объёме содержа­ния курса 2 класса);

  • использовать приёмы и последовательность правиль­ного списывания текста;

  • использовать проговаривание (орфографическое чте­ние) как средство самоконтроля при письме под диктовку, списывании;

  • использовать небуквенное графическое средство — аб­зац;

  • определять (уточнять) правописание слова по орфогра­фическому словарю учебника;

  • осознавать признаки текста как более объёмного вы­сказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);

  • каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40— 50 слов, писать под диктовку тексты в 40—45 слов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;

  • определять значения слов: однозначные, многознач­ные, слова с прямым и переносным значением, слова с близ­ким и противоположным значением;

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;

  • различать имена существительные по вопросам: кто? что? (одушевлённые и неодушевлённые), имена собс­твенные; имена прилагательные по вопросам: какой? ка­ков? (полные, краткие );

  • использовать осознанно употребление частей речи в предложении;

  • осознавать место возможного возникновения орфогра­фической ошибки;

  • при работе над ошибками осознавать причины появ­ления ошибки;

  • излагать содержание исходных небольших текстов, создавать небольшие по объёму тексты /сочинения/ в 4—8 предложений, правильно оформляя их в соответствии с изученными правилами.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место;

  • понимать цель выполняемых действий;

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учеб­ную задачу;

  • понимать важность планирования работы;

  • осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);

  • использовать приёмы и последовательность правиль­ного списывания текста;

  • выполнять учебные действия, руководствуясь изучен­ными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;

  • осуществлять само- и взаимопроверку, используя спо­соб сличения своей работы с заданным эталоном, проговаривание (орфографическое чтение);

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), нахо­дить и исправлять

орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • в коллективном диалоге ставить конкретную учеб­ную задачу;

  • намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой рабо­ты, создании проектов;

  • объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;

  • оценивать выполнение задания по следующим пара­метрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения;

  • оценивать правильность выполнения своих учебных действий.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий, используя справочные матери­алы учебника;

  • ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учеб­ника;

  • использовать простейшие таблицы и схемы для реше­ния конкретных языковых задач;

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

  • строить простейшие модели (схемы) слова (звуковые и буквенные), предложения;

  • находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов из набора слов, предложений из набора слов);

  • делать простые выводы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

  • свободно ориентироваться в книге, используя инфор­мацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

  • прогнозировать содержание текста по ориентировоч­ным основам (заголовку, пунктам плана);

  • находить, сравнивать, классифицировать: орфограм­мы в корне слова, части речи;

  • владеть способом проверки «труднопроверяемых» ор­фограмм (словом с историческим корнем).


КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащиеся научатся:

  • выражать свои мысли с полнотой и точностью, соот­ветствующими возрасту;

  • уметь слышать, точно реагировать на реплики;

  • понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • договариваться и приходить к общему решению, рабо­тая в паре.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого эти­кета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

  • выделять главную мысль текста;

  • задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

  • адекватно использовать речевые средства для реше­ния коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поз­дравить);

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудни­чество со сверстниками и взрослыми для реализации про­ектной деятельности (под руководством учителя).

Содержание курса


Речевое общение



Круг сведений о речи как основе формирования рече­вых умений


Речь. Общение как обмен смыслами. Виды речевой де­ятельности: слушание, говорение (восприятие смысла, ин­формации), чтение, письмо (передача смысла, информа­ции). Речевое действие и необходимые условия его соверше­ния: наличие партнёров по общению и потребности (мотива) у одного обращаться с речью, у другого восприни­мать её.

Роль в общении несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.


Высказывание. Текст. Высказывание как продукт речи. Средства и объём высказывания: слово-предложение, пред­ложение, текст. Осознание целей, задач высказываний: спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.

Текст (устный и письменный). Тема текста. Роль заголов­ка в тексте. Тексты с одной и двумя микротемами. Использо­вание красной строки при выделении смысловых частей тек­ста. Из истории появления выражения «красная, строка». Смысловое единство структурных частей. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описа­ние (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рас­суждение (о любимом времени года). Жанровое разнообразие текстов: сказка, загадка, считалка, закличка, природная за­рисовка, письмо. Стилевое различие текстов (научная, учебно-деловая, художественная, разговорная речь).


Речевой этикет. Этикетные высказывания: приветс­твие, прощание, вопрос, благодарность, поздравление, по­желание.



Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)


Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс вос­приятия смысла, добывания информации из устного и пись­менного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного ха­рактера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выбор нужного материала из текста. Элементарное прогнозирование содер­жания текста по его заголовку, плану. Понимание интона­ционной окраски предложений, маленьких текстов.


Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс пе­редачи смысла, информации.

Воспроизведение (изложение) чужой речи небольших по объёму текстов повествовательного характера: дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под дик­товку), близко к исходному содержанию (устный и пись­менный пересказ/изложение по вопросам, по готовому плану).

Создание, конструирование собственных устных и пись­менных высказываний (предложений, текстов) с определён­ной речевой задачей на темы, близкие второклассникам: о каникулах, новогоднем празднике, любимых уголках при­роды, животных, об увлечениях, прочитанных книгах, уви­денных фильмах и пр. Разыгрывание ситуаций в диалого­вой форме. Составление элементарного текста письма.

Развитие речевого слуха: мелодика слова и предложения (интонационный рисунок). Овладение нормами орфоэпии и правильного интонирования предложения и текста.


Обогащение словаря новыми словами, уточнение значе­ния по словарю вроде бы известных детям слов. Подборы синонимов, антонимов в условиях заданного контекста. Ис­пользование разных языковых средств выражения сравни­тельных отношений: описательные выражения (похож на..., подобен...), сравнительные обороты (нежный, как..., неуклюжий, точно..., словно).

Грамотное оформление выражаемых мыслей и чувств в соответствии с изученными каллиграфическими, орфогра­фическими и пунктуационными правилами.

Практическое овладение нормами речевого этикета в си­туациях учебного и бытового общения (приветствие, благодарность, поздравление, пожелание).



Язык как средство общения


Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений


Общие сведения о языке. Язык как своеобраз­ный код, средство обозначения явлений реального мира («всему название дано») и средство общения. Язык людей — язык слов. Связь языка с мышлением (выражаем и форму­лируем мысли и чувства).

Русский язык — родной язык русского народа. Связь развития языка с историей развития культуры русского на­рода (почему так называется, почему так говорят, почему так пишется и т.п.). Представление об историческом корне слова. Из истории происхождения собственных имён (имён, фамилий).

Наблюдение над выразительными средствами русского языка, качествами устной народной речи (на примере ма­лых жанров устного народного творчества). Развитие мо­тива к изучению русского языка.


Фонетика, орфоэпия. Графика. Словесное уда­рение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответс­твии с нормами русского литературного языка. Фонетичес­кий разбор (анализ) слова.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Установление соотношения звукового и буквенного со­става слов с мягкими согласными, с йотированными глас­ными е, ё, ю, я, с непроизносимыми согласными.

Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между слова­ми, знака переноса, абзаца, красной строки.

Развитие графической зоркости, умения точного списы­вания с образца.


Чистописание Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 6) В, З, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф; 7) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.


Слово и его значение (лексика). Понимание сло­ва как единства звучания и значения. Нахождение в толко­вом словаре значения слова. Осознание словарного богатс­тва русского языка. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значение слова. Слова с близ­ким и противоположным значениями (синонимы, антони­мы). Наблюдение над использованием слов в разных значе­ниях в речи, в эталонных текстах. Пути, источники по­полнения словарного запаса русского языка. Знакомство со словарями: толковыми, синонимов и антонимов.


Слово и его строение (состав слова, морфемика). Понятие о родственных (однокоренных) словах. Зна­чимые части слов (корень, приставка, суффикс, оконча­ние). Корень — смысловой центр слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов с омонимичными корнями.

Основа слова. Различение однокоренных слов и различ­ных форм одного и того же слова.

Осознание значения суффиксов и приставок. Образова­ние новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слов по составу.


Слово как часть речи (морфология). Обобще­ние сведений о частях речи как групп слов с общим значени­ем предметности, признака, действия (общее представле­ние). Слово как часть речи (с введением терминов — имя су­ществительное, имя прилагательное, глагол).

Имя существительное. Значение, вопросы как средс­тво его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса (сон, бег, разговор).

Представление об одушевлённых и неодушевлённых име­нах существительных. Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия). Наблюдение над изменением имён существительных по числам.

Имя прилагательное. Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, раз­меру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характе­ру и т. д.). Смысловая и грамматическая связь имени прила­гательного с именем существительным. Наблюдение над из­менением прилагательных по числам.

Глагол. Значения действия, состояния живых существ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растёт, стоит, находится). Вопросы как средство выявления зна­чения глагола. Смысловая и грамматическая связь с имена­ми существительными. Наблюдение над изменением глаго­лов по числам.

Служебные части речи. Предлоги. Союзы , а, но, как, что). Их роль в речи: а) выражать отношения между знаменательными частями речи: пространственные (за, над, под, в, к), противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно), б) служить для связи слов и предложений.


Синтаксис (8 ч./8 ч.) Общее представление о словосоче­тании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его коммуникативная функция. Средства оформления предложений в речи: интонация конца предло­жений в устной речи, знаки препинания (точка, вопроси­тельный, восклицательный знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).


Орфография и пунктуация.


Общее представ­ление об орфограмме, формирование орфографической зор­кости. Разные способы проверки орфограмм в зависимости от местоположения в слове. Использование орфографичес­кого словаря.

Обозначение мягкости согласных. Написание буквосоче­таний жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, щн, нч. Использо­вание разделительного мягкого знака.

Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоен­ных согласных в корне слова как проверяемых, так и не­проверяемых.


Учитывая, что оба блока программы реализуются на практике в тесном взаимодействии, последовательность и количество часов изучения программного материала регу­лируются тематическим планом, разделы которого даются в соответствии с учебником.


Учебно-тематический план

Раздел программы

Всего часов

1

Речевое общение

34

1.1

Круг сведений о речи как основе формирования рече­вых умений

9

1.2

Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)

25

2

Язык как средство общения

136

2.1

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений

65

2.1.1

Общие сведения о языке

4

2.1.2

Фонетика, орфоэпия. Графика

9

2.1.3

Слово и его значение (лексика)

7

2.1.4

Слово и его строение (состав слова, морфемика)

8

2.1.5

Слово как часть речи (морфология)

29

2.1.6

Синтаксис

8

2.2

Орфография и пунктуация

71


ИТОГО

170


Тема раздела

Всего часов

В том числе на:

работы

по развитию речи

контрольные

работы

1

О ДАРЕ СЛОВА (ВВЕДЕНИЕ)

8


1

2

СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ (повторяем, изучаем)

24

2

1


СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

15

2

1

4

СЛОВО И ЕГО ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ

9



5

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ

25

3

1

6

«ЖИЗНЬ» ЯЗЫКА В РЕЧИ

10

2


8

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ

34

1

3

9

ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ РАБОТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ

35

2

4


ЯЗЫК И РЕЧЬ (обобщение)

10




ИТОГО

170

12

11



Перечень лабораторных, практических, контрольных и других видов работ


Диагностическая работа № 1. Вводный диктант

Диагностическая работа № 2. Контрольное списывание

Диагностическая работа № 3. Диктант с предварительной подготовкой

Диагностическая работа № 4. Контрольное списывание

Диагностическая работа № 5. Итоговый контрольный диктант

Диагностическая работа № 6. Контрольное тестирование

Диагностическая работа № 7.Контрольная работа


Проверка усвоения материала. Контрольный диктант № 1

Проверка усвоения материала. Контрольный диктант № 2

Проверка усвоения материала. Контрольный диктант № 3

Проверка усвоения материала. Контрольный диктант № 4


Р.р. Изложение текста по вопросам

Р.р. Сочинение на тему «Дед Мороз и лето»

Р.р. Анализ языковых средств текста. Выборочное списывание.

Р.р. Сочинение на тему «На что похоже облако?»

Р.р. Изложение текста по плану.

Р.р. Изложение текста по плану

Р.р. Создание текста поздравления.

Р.р. Сообщение о люби­мой книге

Р.р. Сочинение на тему «Зимние забавы»

Р.р. Учимся писать письма

Р.р. Изложение текста по опорным словам

Р.р. Сочинение на тему «Одуванчик золотой»


Презентация проектных работ по теме «Хорошо уметь писать, свои мысли выражать»

Презентация про­ектных работ по теме «Лето – время отдыха и открытий»






Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Основные понятия


Словарные

слова

Характеристика

деятельности учащихся

Дидактическое сопровождение

Дата

Корректировка

О ДАРЕ СЛОВА (введение) 8 ч.

Вводный урок. Знакомство

с учеб­ником: оформление, форзацы, оглавление.

учебник маршрут -план изучения курса

чтение

письмо

Предъявлять основные учеб­ные умения: читать, писать. Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Ру­сский язык».

ЧАСТЬ 1 Уч.с.1-5.



Зачем человеку слово дано.

дар речи общение информация речевое действие

язык, человек

Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Наблюдать над особенностя­ми русской народной речи: мелодичностью, ритмичнос­тью, образностью. Делать простые выводы. Находить основную мысль читаемых текстов. Сравнивать тексты, напи­санные разными стилями, узнавать образные слова. Следовать рекомендациям памяток при анализе и спи­сывании текстов. Осознавать различие и об­щность понятий «речь» и «язык».

Уч.с.6,7;

Р.Т.с.3,4



Наш родной

язык — русский.

русский народ русский язык иностранный язык

Родина, народ, Россия

Уч.с.8,9;

Р.Т.с.5.



Язык певучий и бо­гатый

плавность

на­певность ритмичность звукопись

Уч.с.10-11;

Р.Т.с.6.



Особенности народной речи

сравнение

об­разные слова рисовать, изоб­ражать


Отбирать факты на основе летних воспоминаний для уст­ного сообщения.




Тренировать зрительную память и контролировать свои действия.

Уч.с.12-13



Слово. Предложение. Текст.

средства языка

лимон

Уч.с.14-15.



Вспоминаем

о лете. Списывание текста


Проверочная работа №1



Диагностическая работа № 1. Вводный диктант


Грамотно и каллиграфически писать текст под диктовку. Применять знания о право­писании при записи слов.

Диктант




СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ (повторяем, изучаем) 24 ч.

Работа над ошибками. Звуки речи и буквы.

звуки

буквы гласные соглас­ные коньки

Различать звуки и буквы. Группировать звуки по их ха­рактеристике. Выявлять и дополнять группы звуков с по­мощью ориентиров таблицы. Моделировать схемы слов. Соотносить количество зву­ков и букв в словах, устанав­ливать и объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный ана­лизы слов. Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный. Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв.

Уч.с.16,17;

Р.Т.с.7.



Слоги и ударение.

ударение

ударный слог

ударный гласный

безударный

гласный

фонетика

сч[щ] считалка

счёт

Уч.с.18,19;

Р.Т.с.8.




Алфавит.


Алфавит.


Алфавит.

Словарный

диктант

состав букв русс­кого алфавита название букв

алфавитный порядок

графика

алфавит

ягода

Наблюдать над свойствами русского ударения, вслушиваться в мелодику слова, правильно произно­сить слова. Осознавать роль создания письменности для развития общества. Определять положение за­данной буквы в алфавите. Применять знание алфави­та при работе со словарями, справочниками, каталогами. Читать тексты с историчес­кими материалами: понимать и воспроизводить со­держание с помощью вопросов. «Читать» схему о роли букв е, ё, ю, я. Осознавать условия выбора прописной и строчной буквы в именах собственных и на­рицательных. Высказываться об увиден­ном, описывать. Устанавливать основное правило и варианты его при­менения при записи слов раз­ной слоговой структуры. Сопоставлять слоговое строе­ние слова и варианты переноса слова.

Уч.с.20,21;

Р.Т. с.9.



Уч.с.22,23.



Уч.с.24,25.

Словарный диктант№1



Большая буква в словах.

имя

отчество фамилия кличка

деревня

город

сентябрь хоккей

Уч.с.26,27;

Р.Т.с.10.



Перенос слова.

Уч.с.28,29;

Р.Т.с.11.



Уч.с.30,31.



Обозначение на

письме твёрдых и мягких согласных

звуков.

запись звукового

строения слова

шипящие согласные

[р’э] крем, [з’э] музей

[шн] конечно

скучно

скворечник под­свечник

Систематизировать зна­ния о звуках русского языка с помощью таблицы, находить отсутствующие компо­ненты в таблице. Моделировать звуковое и

слоговое строение слова. Выявлять условия выбора гласных после разных групп твёрдых и мягких согласных. Осознавать несоответствие в языке между процес­сом оглушения и написания согласных на конце слов. Вычленять главное дейс­твие в решении задачи по подбору проверочного слова. Наводить справки в орфог­рафическом словарике.

Группировать слова по их общим значениям. «Читать» табличку и озвучи­вать её содержание словесно. Различать на слух набор слов, предложений и текст. Синтезировать: составлять предложения на основе набо­ра слов. «Чувствовать» (языковое чутьё) недочёты в речи. Осознавать суть орфографи­ческого действия.

Уч.с.32,33;

Р.Т.с.12.



Уч.с.34,35;

Р.Т.с.12.



Уч.с.36,37;

Р.Т.с.13(4).



Уч.с.38,39;

Р.Т.с.13 (5,6,7).



Уч.с.40,41.



Обозначение на

письме звонких и глухих согласных

звуков.

парные и непар­ные звонкие и

глухие согласные звуки

Уч.с.42,43;

Р.Т.с.14,15.



Обозначение на письме гласных зву­ков.

безударный гласный

хозяин

Уч.с.44,45;

Р.Т.с.15.



Уч.с.46,47;

Р.Т.с.16.



Слова - названия предметов, признаков, действий. Словарный

диктант

название обозначение

общее значение

Уч.с.48,49.

Словарный диктант №2



Работа слов в пред­ложении и тексте.

признаки текста

логическая последова-тельность

Уч.с.50,51.

Проверочная работа №2



Обобщение по теме «Слово и его строение»



Уч.с. 52,53.

Самостоятельная работа №1



Проверка усвоения материала.

Контрольный диктант № 1


Грамотно и каллиграфически писать текст под диктовку. Применять знания о право­писании при записи слов. Устанавливать причину появления ошибок, выбирать нужные упражнения для тре­нинга. Оценивать успешность сво­ей работы в тренинге.

Уч.с. 53.

Диктант



Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Слово и его строение»


Уч.с.54,55.




Р.р. Изложение текста по вопросам

изложение заголовок план

здравствуй

до свидания

Понимать тему и особеннос­ти строения текста с помо­щью плана-вопросника. Воспроизводить содержание чужой речи с опорой на под­робный план-вопросник уст­но и письменно.

Уч.с.58.

Изложение



Анализ творческих работ и работа над ошибками

Уч.с.56,57



Р.р. Сочинение на тему «Дед Мороз и лето»


Составлять текст, логичес­ки правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме. Действовать по аналогии (сопоставление с содержани­ем мультфильма).

Уч.с.59.

Сочинение



СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ 15 ч.

Если хочешь понимать и быть поня­тым.

Ясно

понятно разборчиво гра­мотно крошит и крошит

Выявлять причины ситуа­ций непонимания людьми друг друга при их устном и письменном общении. Осознавать мотив к более глубокому изучению русско­го языка и цели выполнения разнообразных упражнений.

Уч.с.60-63;

Р.Т.с.17.



Конкретные и общие значения слов.

форма слова

лексическое

(конкретное)

значение

общее значение

орех

Осознавать наличие разных сторон значения слова. Уточнять значения слов в толковых словарях. «Читать» таблицу: добы­вать и обобщать информа­цию о свойствах слова из таб­лицы. Выбирать слова в соответс­твии с целью и адресатом вы­сказывания

Уч.с.64,65;

Р.Т.с.18,19.



Слова

и их лексические значения.

близкие по значению (синонимы) противополож­ные по значению (антонимы) многозначные слова

переносное значение красненький осина ромашка

Оценивать степень понима­ния значения воспринимае­мых слов, предпринимать усилия к установлению зна­чений «непонятных» слов. Наводить справки о значе­ниях слов в толковом словаре. Наблюдать в речи употреб­ление слов с переносным зна­чением, синонимов, антонимов. Группировать слова как части речи. Выявлять общее и различное в частях речи. Находить ключевые слова-признаки отгадки в тексте загадки.

Уч.с.66,67;

Р.Т.с.19.



Уч.с.68,69;

Р.Т.с.20.



Уч.с.70,71;

Р.Т.с.21.



Группы слов с общим значением





Группы слов с общим значением

Словарный

диктант

части речи имя сущест-ви­тельное

имя прилага-тельное глагол

капуста

мор­ковь оранжевая

Уч.с.72,73;

Р.Т.с.21,22.



Уч.с.74,75;

Р.Т.с.23.

Словарный диктант №3



Проверка усвоения материала.

Контрольный диктант № 2


Грамотно и каллиграфически писать текст под диктовку. Применять знания о право­писании при записи слов.


Понимать тему, выявлять ключевые слова текста, вы­бирать запрашиваемый мате­риал.

Диктант



Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Слово и его значение»


Тест №1



Обучающая комплексная работа


Находить в тексте информацию, данную в явном и неявном виде, в разных формах. Осуществлять самоконтроль и самооценку. Работать с моделями

ОКР № 3



Ежели вы вежливы... Вежливые слова.

Приветствие прощание просьба благодарность спасибо пожалуйста

Использовать разные эти­кетные языковые формулы в соответствии с ситуацией.

Уч.с.76,77;

Р.Т.с.24,25.




Р.р. Анализ языковых средств текста. Выборочное списывание.

Изобразитель-ные средства языка

сравнение (синоними-ческие выражения) облако

Наблюдать над использова­нием синонимических конс­трукций для выражения сравнительных отношений. Различать особенности текс­тов на одну тему, разных по функциям и жанрам. Создавать собственные вы­сказывания с использовани­ем «сравнительных» языко­вых средств.

Уч.с.78.



Р.р. Сочинение на тему «На что похоже облако?»


Уч.с.79.



Анализ творческих работ и работа над ошибками





Инструктаж по про­ектным работам по теме «Хорошо уметь писать, свои мысли выражать»

проектные работы

Осознавать полезность и зна­чимость выполнения работ проектного характера. Определять свои интересы и выбирать нужный проект.

Уч.с.136,137

Р.Т.с.46,47.




СЛОВО И ЕГО ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ 9 ч.

Корень слова. Одно­коренные слова.

Корень

однокоренные слова

исторический корень

отец

отчество

Отечество

Отчизна

столица

Накапливать опыт по осоз­нанию назначения каждой морфемы в слове. Определять корень слова с позиций совокупности его от­личительных признаков. Различать группы родствен­ных слов, слова с омонимич­ными корнями, синонимы. Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря.

Уч.с.80,81;

Р.Т.с.26.



Уч.с.82,83;

Р.Т.с.27.



Уч.с.84,85;

Р.Т.с.28.



Суффиксы и при­ставки в слове.

Суффикс

уменьшительно-

ласкательное

значение

приставка

значимые части

слова (морфемы)

основа слова

Наблюдать над оттенками значений (проявлять языко­вое «чутьё»), вносимых в сло­ва приставками и суффикса­ми, делать выводы.

Уч.с.86-87;

Р.Т.с.28.



Уч.с.88-89;

Р.Т.с.29.



Уч.с.90,91.

Тест №2



Окончание слова.


Окончание слова.

Словарный

диктант

Окончание

нулевое окончание

чеснок

хвоя

Отличать назначение окон­чания от роли других значи­мых частей в слове. Изменять слова при связи слов в предложении.

Уч.с.92,93;

Р.Т.с.30.



Уч.с.94,95;

Р.Т.с.31.

Словарный диктант №4



Анализ слов по составу (морфемный разбор)

разбор слова по составу

(морфемный)

Анализировать строение сло­ва со стороны наличия в нём значимых частей (морфем). Действовать в соответствии с этапами памятки морфем­ного разбора слов. Синтезировать: составлять слова с опорой на модели (схемы). Группировать слова в соот­ветствии с их составом. Прогнозировать результат своей работы, выявлять за­труднения и находить спосо­бы выхода из них.

Уч.с.96,97;

Р.Т.с.31,32.

Самостоятельная работа №2




ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ 25 ч.

Орфограммы в корне слова.


слабая и сильная позиция звука

орфограмма проверяемые и непроверяемые орфограммы

иней

серебро

Обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки. Синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы. Продумывать алгоритм (порядок) проверки орфог­раммы. Действовать по алгоритму при решении орфографичес­кой задачи. Выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова. Ориентироваться в услови­ях выбора проверочного сло­ва при сходстве признаков разных орфограмм. Находить ответ о написа­нии слов в орфографическом и этимологическом слова­рях. Дифференцировать примене­ние правил при записи слов со схожими орфограммами.

Уч.с.98,99;

Р.Т.с.33.



Уч.с.100,101;

Р.Т.с.34.



Безударные гласные в корне слова.

проверяемые и проверочные слова

способы проверки орфографичес­кая задача непроверяемые безударные гласные этимологичес­кий словарь

берег

рябина

железо природа синица снегирь

Обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки. Синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы. Продумывать алгоритм (порядок) проверки орфог­раммы. Действовать по алгоритму при решении орфографичес­кой задачи. Выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова. Ориентироваться в услови­ях выбора проверочного сло­ва при сходстве признаков разных орфограмм. Находить ответ о написа­нии слов в орфографическом и этимологическом слова­рях. Дифференцировать примене­ние правил при записи слов со схожими орфограммами

Уч.с.102,103;

Р.Т.с.35.



Уч.с.104,105;

Р.Т.с.36.



Уч.с.106,107;

Р.Т.с.37.



Р.р. Изложение текста по плану.

Уч.с.109.

Изложение



Анализ творческих работ и работа над ошибками

Уч.с.108.



Закрепление по теме «Безударные гласные в корне слова»

Уч.с.110,111;

Р.Т.с.38.

Тест №3



Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.


оглушение озвончение способы проверки

орфограммы непроверяемые

звонкие и глухие согласные календарь вокзал


Ориентироваться в новых позициях проявления согласными, о способах проверки: не только с помощью гласных, но и с помощью согласных м, н, р, л, в. Выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове. Обосновывать (устно, гра­фически) наличие призна­ков орфограммы в слове. Работать с информацией на­учного текста (правила): вы­являть новые сведения, опираясь на известные. Обосновывать (устно, гра­фически) наличие призна­ков орфограммы в слове. Использовать общие способы действий при решении раз­ных орфографических задач. Обобщать материал о спосо­бах проверки орфограмм с помощью таблицы. Дифференцировать типы ор­фограмм в корне слова и под­бирать адекватные приёмы проверки. Находить в тексте, обнару­живать на слух слова с ор­фограммами. Графически обосновывать наличие в слове орфограммы определённого типа.







Грамотно и каллиграфически писать текст под диктовку. Применять знания о право­писании при записи слов. Решать орфографические за­дачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе за­писи по слуху. Анализировать типы допу­щенных ошибок, использо­вать графическое обоснование при работе над ошиб­ками. Выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях. Анализировать строение и содержание читаемого и вос­принимаемого на слух текстов. Воспроизводить содержание текстов с опорой на план. Оценивать правильность вы­бора языковых средств в це­лях сохранения авторского отношения к описываемому. Обсуждать участие в реали­зации проекта, работать совместно в паре, группе. Осознавать и разделять традиции народа, поздравлять друг друга с праздниками. Создавать собственное высказывание определённого жанра: поздравление с Но­вым годом. Использовать нормы речево­го этикета в тексте-поздравлении. Редактировать тексты. Выбирать проект и группу, распределять виды работ.

Уч.с.12,113;

Р.Т.с.39.



Уч.с.114,115;

Р.Т.с.40.



Уч.с.116,117;

Р.Т.с.41.



Непроизносимые согласные в корне слова.

Непроизносимые согласные в корне слова.

Словарный диктант

проверяемые и непроверяемые непроизносимые согласные

праздник солнце

лучше [тш] чувство

лестница

Уч.с.118,119;

Р.Т.с.42.



Уч.с.120,121;

Р.Т.с.43.



Уч.с.122,123;

Р.Т.с.44.



Уч.с.124,125.

Словарный диктант №5



Обучающая комплексная работа


ОКР № 6



Повторение по теме «Орфограммы

в корне слова»


Уч.с.126,127

Р.Т.с.45.

Проверочная работа №3 (осложненное списывание текста)




Уч.с.128,129

Самостоятельная работа №3



Проверка усвоения материала.

Контрольный диктант № 3



Диктант



Работа над ошибками. Закрепление

по теме «Орфограммы в корне слова»


Уч.с.130,131.



Р.р. Изложение текста по плану


Уч.с.134.

Изложение



Анализ творческих работ и работа над ошибками


Уч.с.132,133.



Р.р. Создание текста поздравления.

поздравления (здравие) пожелание желаю

(от «жалеть»- симпатизировать, любить)

Уч.с.135.

Сочинение



Обобщение

по разделу «Правописание слов»

Проверочная работа № 4



Презентация проектных работ по теме «Хорошо уметь писать, свои мысли выражать»





«ЖИЗНЬ» ЯЗЫКА В РЕЧИ 10 ч.

Слово

в предложе­нии.

речь

язык

значения слова

Осознавать взаимосвязь языка и речи, процесс рожде­ния речи. Обнаруживать главное в со­общении и в структурных частях предложения.

ЧАСТЬ 2

Уч.с.4,5.



Предложение. Члены предложения.

предложение

строение предложения грамматичес-кая связь слов

главные члены

предложения

пассажир

«Читать» схемы и знаки препинания. Обобщать признаки предло­жения. Понимать основные «шаги» памятки-инструкции, действовать в соответствии с

ними. Строить высказывания в объёме предложений. Учиться читать, адекватно воспринимать содержание познавательных и художест­венных текстов. Ориентироваться в содержа­нии и теме текста по его заго­ловку, ключевым словам, ил­люстрациям. Подбирать заголовок к текс­ту, исходя из его темы. Наблюдать над отбором фак­тов и языковых средств мастерами слова, сопоставлять их при создании текстов на узкие и широкие сопредель­ные темы. Добывать информацию о книге (понимать тему, содер­жание) из названия, оглавле­ния. Формулировать, высказы­вать мнения, сообщать о впечатлениях от прочитан­ного. Читать и понимать историко-познавательные тексты. Осуществлять систематиза­цию, хранение книг и их по­иск в домашней библиотеке. Осуществлять поиск книги по каталогам. Связно высказываться с опо­рой на план-вопросник (сообщения о любимой книге, о зимних забавах). Собирать и отбирать мате­риал для высказывания.

Уч.с.6,7;

Р.Т.с.3.



Уч.с.8,9;

Р.Т.с.4.



Текст. Тема текста.

Текст тема

заголовок

последова-тель­ность высказы­ваний (логич­ность)

погода непогода

Уч.с.10,11;

Р.Т.с.4,5.



Важное умение — понимать текст.


Словарный

диктант

Важное умение — понимать текст.

части текста (микротемы) красная строка (абзац)

э]стеллажкартотека

каталог библиотека

Уч.с.12,13;

Р.Т.с.6.



Уч.с.14,15;

Р.Т.с.7.

Словарный диктант №6



Уч.с.16,17;

Р.Т.с.8.

Проверочная работа № 5 (осложненное списывание текста)



Р. р. Сообщение о люби­мой книге


Уч.с.18.



Р.р. Сочинение на тему «Зимние забавы»

каникулы забавы

Корректировать (редакти­ровать) написанное. Проводить презентацию проекта. Корректно вносить собс­твенные замечания, предло­жения.

Уч.с.19.

Сочинение



Анализ творческих работ и работа над ошибками





ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ 34 ч.

Проверяемые и непроверяемые орфог­раммы в корне.

Орфограмма звук в слабой по­зиции

графическое обоснование ор­фограммы признаков проверочного слова

месяц

февраль ветер футбол велосипед агроном шофёр маршрут

Сопоставлять и выбирать рациональный способ запи­си слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов. Решать орфографические за­дачи в соответствии с памят­кой. Графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова. Наводить справку о написа­нии слова в орфографическом словаре, в этимологическом словаре. Разграничивать слова с про­веряемыми и непроверяемы­ми орфограммами.

Использовать различные приёмы запоминания право­писания слов с непроверяе­мыми орфограммами. Извлекать и обобщать информацию из таблицы об иноязычных словах.

Уч.с.20-23;

Р.Т.с.9.



Уч.с.24,25;

Р.Т.с.10,11.



Уч.с.26,27;

Р.Т.с.12.



Уч.с.28.29;

Р.Т.с.13,14.



Обучающая комплексная работа


Находить в тексте информацию, данную в явном и неявном виде, в разных формах. Осуществлять самоконтроль и самооценку. Работать с моделями

ОКР № 10





Слова с двойными согласными.




Слова с двойными согласными.

Слова с двойными согласными.

Словарный

диктант

Слова с двойными согласными.

Слова с двойными согласными.

[э] проект шоссе

тоннель (туннель)

[м] трамвай, суббота троллейбус геннадий

телеграмма [тэ]теннис

[с’э]бассейн

кросс

брасс

аллея

антенна иллюстрация

Находить основание для группировки слов (по лекси­ческому значению, по нали­чию орфограмм). Группировать слова по наличию в них двойных соглас­ных. Обращаться к орфографичес­кому словарю с целью уточ­нения правописания слов. Пробовать «перо» в составле­нии текста телеграммы.

Уч.с.30,31;

Р.Т.с.15.



Уч.с.32,33;

Р.Т.с.16.



Уч.с.34,35.



Уч.с.36,37.



Уч.с.38,39.

Словарный диктант №7



Уч.с.40,41.

Самостоятельная работа №4



Диагностическая работа № 2. Контрольное списывание

графическая

зоркость,

самоконтроль

Тренировать зрительную па­мять и контролировать свои действия.

Уч.с.40.



Закрепление

по теме «Орфограммы в корне слова»

искусная

искусственная искусство

Находить основания для группировки слов. «Читать» таблицы и допол­нять недостающую информа­цию. Применять правила в про­цессе исполнения работы.

Уч.с.42,43;

Р.Т.с.17.










Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков













Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков.

Словарный

Диктант

парные соглас­ные по твёрдо­сти и мягкости непарные твёр­дые и мягкие согласные непарные

мяг­кие шипящие мягкий знак - показатель мягкости

[тэ] стенд тест

модель свитер

[рэ] пюре

цирк

циркуль

аттракцион овощи

свёкла

щавель молочный

январь январский

Выделять новые случаи, по­зиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова. Устанавливать причины «неподчинения» ряда фак­тов написания общему при­нципу обозначения звуков на письме. Дифференцировать вариан­ты применения правил при решении орфографических задач. Находить основание для группировки трёх типов объ­ектов. Осуществлять самоконтроль и самооценку.

Уч.с.44,45;

Р.Т.с.18.



Уч.с.46,47;

Р.Т.с.19.



Уч.с.48,49;

Р.Т.с.20,21.



Уч.с.50,51;

Р.Т.с.22.



Уч.с.52,53;

Р.Т.с.23,24.






Р.Т.с.24.

Словарный диктант №8



Разделительный мягкий знак.

разделительный мягкий знак

соловьи компьютер обезьяна Кузьминична

Ильинична[шн]

[й’о] бульон почталь­он лосьон

меда­льон

Различать функции мягкого знака при записи слов и груп­пировать слова. Обобщать сведения о ролях употребления мягкого знака в словах. Дифференцировать функ­ции употребления мягкого знака. Оценивать степень усвоения изученного материала. Выявлять трудности в его усвоении. Применять изученные пра­вила с использованием алго­ритма решения орфографи­ческой задачи. Выбирать верные ответы при решении орфографичес­ких тестов. Работать в парах: отстаи­вать свою точку зрения, убеждать партнёра, прислу­шиваться к мнению собесед­ника, вырабатывать общее решение, преобразовывать в словесную форму. Анализировать слова по строению с разных позиций (звуко-буквенному, слогово­му, морфемному). Использовать правила написания слов при записи по слуху.

Уч.с.54,55;

Р.Т.с.25.



Уч.с.56,57.



Уч.с.58,59.



Употребление в сло­вах мягкого знака.

Р.Т.с.26. Тест №4



Повторение по теме «Правописание слов»

произношение правописание

звуко-

буквенный (фонетичес­кий) разбор

Уч.с.60,61.



Уч.с.62,63.



Уч.с.64,65.



Уч.с.66,67.



Тренинг «Проверяем

друг друга»

тренинг

Обсуждать варианты реше­ний, выявляя правильные. Предъявлять результат. Осуществлять самоконтроль.

Уч.с.68,69.



Диагностическая работа №3. Диктант с предварительной подготовкой


Готовиться к воспроизведе­нию текста по слуху на осно­ве его зрительного восприятия. Грамотно и каллиграфически писать текст под диктовку. Применять знания о право­писании при записи слов.



Р.р. Учимся писать письма

адресат

адрес

Составлять тексты в жан­ре письма.

Уч.с.72,73.



Проверка усвоения материала.

Контрольный диктант № 4


Грамотно и каллиграфически писать текст под диктовку. Применять знания о право­писании при записи слов.

Диктант



Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Правопи-сание слов»


Оценивать степень усвоения изученного материала. Выявлять трудности в его усвоении. Применять изученные пра­вила с использованием алго­ритма решения орфографи­ческой задачи.

Уч.с.70,71



Инструктаж по про­ектным работам по теме «Лето – время отдыха и открытий»


Осознавать своё место, роль, мотив в выбранном проекте. Выбирать тему и участво­вать в проектной деятель­ности.

Уч.с.134,135;

Р.Т.с.46,47.



ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ РАБОТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ 35 ч.

Общие значения частей речи.



Уч.с.74-77;

Р.Т.с.27.



Уч.с.78,79;

Р.Т.с.28.



Имя существитель­ное.

имя существи­тельное предмет конфета

Определять грамматические признаки имени существи­тельного.

Уч.с.80,81;

Р.Т.с.29.



Одушевлённые и не­одушевлённые име­на существительные.

одушевлённые и неодушевлён-ные существи­тельные

мужчина женщина благодарность посуда

одежда инструменты

Систематизировать при­знаки имени существитель­ного как части речи.

Группировать имена сущест­вительные по отнесенности к одушевлённым и неодушевленным. Наблюдать над вариантами значений существительных каждой группы. Переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных сущест­вительных на написание на­званий книг, газет и пр.

Понимать содержание текс­та, воспринимаемого на слух, воспроизводить его содер­жание с помощью плана.

Осознавать традиции русс­кого народа в наименовании и оформлении имён собствен­ных.

Уч.с.82.83;

Р.Т.с.30.



Уч.с.84,85.



Уч.с.86,87.



Собственные имена существительные.



Собственные имена существительные. Словарный диктант


собственные и нарицательные имена сущест-ви­тельные адресат

адре­сант космос космонавт планета

океан

Уч.с.88,89;

Р.Т.с.31.



Уч.с.90,91.

Словарный диктант №9



Уч.с.92,93.

Тест №5



Имя прилагательное.

полные и крат­кие формы имён прилагательных

характер тонкий вкусны

пусты

густы

Определять грамматические признаки имени прилага­тельного. Систематизировать при­знаки имени прилагательно­го как части речи. Наблюдать над вариантами значений прилагательных.

Уч.с.94,95;

Р.Т.с.32,33.



Уч.с.96,97;

Р.Т.с.34.



Уч.с.98,99;

Р.Т.с.35.



Обучающая комплексная работа


Находить в тексте информацию, данную в явном и неявном виде, в разных формах. Осуществлять самоконтроль и самооценку. Работать с моделями

ОКР № 14



Глагол.

глагол


Определять грамматические признаки глагола. Систематизировать при­знаки глагола как части речи. Осмысленно подбирать гла­голы при выражении мыслей и чувств.

Уч.с.100,101;

Р.Т.с.36,37.



Уч.с.102,103;

Р.Т.с.37,38.



Изменение частей речи по числам.

формы измене­ния частей речи форма числа

учителя доктора шофёры инженеры

Наблюдать над формами из­менения частей речи по чис­лам. Делать вывод об общности данной формы у известных частей речи.

Уч.с.104,105;

Р.Т.с.38,39.



Уч.с.106,107;

Р.Т.с.39,40.






Диагностическая работа №4. Контрольное списывание


Тренировать зрительную па­мять и контролировать свои действия.




Предлоги. Союзы.

служебные части речи слова-связки

предлоги союзы

из магазина из школы

Осознавать роль в предложе­нии слов-связок. Синтезировать: составлять предложения с использова­нием слов-связок. Осознавать способность слов-связок выражать оттенки значений. Осуществлять самоконт­роль и самооценку. Анализировать содержание текста из нескольких микротем.

Уч.с.108,109;

Р.Т.с.40,41.



Уч.с.110,111;

Р.Т.с.42,43.



Самостоятельная работа №5




Работа частей речи в предложении.


Работа частей речи в предложении.

Словарный диктант

части речи предложение

день победы

ветеран

салют

великая

отечественная

война







Грамотно и каллиграфически писать текст под диктовку. Применять знания о право­писании при записи слов. Наблюдать над языковыми образными средствами авто­рского текста. Сравнивать синонимичес­кие языковые средства, вы­ражающие сравнительные отношения, осознанно выби­рать их при создании собс­твенных высказываний. Редактировать собственные и чужие тексты.






















Задавать вопросы сверстникам и взрослым. Работать в малых группах. Представлять полученную информацию разным способом. Выбирать форму участия в проектной деятельности.

Уч.с.112,113;

Р.Т.с.43.



Уч.с.115;

Р.Т.с. 44



Уч.с.115;

Р.Т.с.45.

Словарный диктант №10



Проверочная работа №7



Диагностическая работа №5. Итоговый контрольный диктант


Диктант



Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Части речи и их работа в предложении»





Диагностическая работа №6.

Контрольное тестирование


Промежуточная аттестация



Р.р. Изложение текста по опорным словам

сравнение

синонимичес­кие конструкции

Уч.с.116.



Анализ творческих работ и работа над ошибками





Диагностическая работа №7.

Контрольная работа


Краевая контрольная работа



Презентация про­ектных работ по теме «Лето – время отдыха и открытий»





Р.р. Сочинение на тему «Одуванчик золотой»


Уч.с.117.



Анализ творческих работ и работа над ошибками





ЯЗЫК И РЕЧЬ (обобщение) 10 ч.

Средства языка и речи.

слово

предло­жение текст

Обобщать и систематизиро­вать изученные языковые явления.

Уч.с.118,119.



Слово (значение строение, правописание)

форма

значе­ние

правописание орфограммы в корне слова одеть — раздеть надеть — снять

«Читать» дидактический рисунок о роли языка и речи. Наблюдать над особенностями высказывания типа рассуждения. Применять полученные предметные умения при ра­боте с текстом познаватель­ного характера.

Уч.с.112,121.



Уч.с.122,123.



Уч.с.124,125.



Предложение. Текст.

Предложение. Текст.

Словарный диктант

Уч.с.126,127.

Словарный диктант №11



Уч.с.128,129.



Обобщение по разделу

«Язык и речь»


Уч.с.130,131



Тренинг «Проверяем

друг друга»

тренинг

Обсуждать варианты реше­ний, выявляя правильные.

Уч.с.132,133



Комплексное повторение изученного


Систематизировать знания о единицах языка, средствах выразительности. Применять знания о право­писании при записи слов.




Комплексное повторение изученного
































Требования к знаниям и умениям к концу изучения курса


Основные требования к уровню знаний и умений учащихся к концу 1 класса

Учащиеся должны знать:

  • звуки и буквы русского языка;

  • о взаимосвязи в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);

  • последовательности букв в алфа­вите;

  • правила правописания (в объёме содержа­ния курса 2 класса);

  • критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилага­тельное, глагол, предлоги);

  • признаки предложения как коммуникатив­ного средства языка (выражение мысли, связь слов, интона­ционная законченность);

  • признаки текста как более объёмного вы­сказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);

Учащиеся могут знать:

  • порядок звуко-буквенного анализа слов;

  • понятия однозначных, многознач­ных слов, слов с прямым и переносным значением, с близ­ким и противоположным значением;

  • значимые части слов.

Учащиеся должны уметь:

  • понимать прочитанное при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании;

  • различать звуки и буквы, характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; со­гласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);

  • делить слова на слоги для переноса (без стечения со­гласных);

  • использовать небуквенные графические средства: про­бел; знак переноса;

  • использовать знание последовательности букв в алфа­вите для упорядочивания слов и поиска нужной информа­ции (в словарях и др.);

  • соблюдать произносительные нормы в собственной ре­чи (в объёме представленного в учебнике материала);

  • различать родственные (однокоренные) слова;

  • применять правила правописания (в объёме содержа­ния курса 2 класса);

  • использовать проговаривание (орфографическое чте­ние) как средство самоконтроля при письме под диктовку, списывании;

  • использовать небуквенное графическое средство — аб­зац;

  • определять (уточнять) правописание слова по орфогра­фическому словарю учебника;

  • каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40— 50 слов, писать под диктовку тексты в 40—45 слов.

Учащиеся могут уметь:

  • производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;

  • определять значения слов: однозначные, многознач­ные, с прямым и переносным, с близ­ким и противоположным значением;

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;

  • различать имена существительные по вопросам: кто? что? (одушевлённые и неодушевлённые), имена собс­твенные; имена прилагательные по вопросам: какой? ка­ков? (полные, краткие);

  • использовать осознанно употребление частей речи в предложении;

  • осознавать место возможного возникновения орфогра­фической ошибки, при работе над ошибками осознавать причины появ­ления ошибки;

  • излагать содержание исходных небольших текстов, создавать небольшие по объёму тексты /сочинения/ в 4—8 предложений, правильно оформляя их в соответствии с изученными правилами.


Материально-техническое обеспечениеобразовательного процесса


Литература для учащихся:

Желтовская Л.Я. Русский язык: 2-й кл.: учебник: В 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М.: Астрель, 2013.

Желтовская Л.Я. Русский язык: рабочая тетрадь № 1: к учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык»: В 2 ч. Ч.: 2-й класс / Л.Я.Желтовская, О. Б. Калинина. – М.:АСТ: Астрель, 2016.

Желтовская Л.Я. Русский язык: рабочая тетрадь № 2: к учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык»: В 2 ч. Ч.: 2-й класс / Л.Я.Желтовская, О. Б. Калинина. – М.:АСТ: Астрель, 2016.

Желтовская Л.Я. Русский язык: тесты и самостоятельные работы для текущего контроля: 2-й класс: к учебнику Л. Я. Желтовской, О.Б.Калининой «Русский язык» / О. Б. Калинина, Л. Я. Желтовская. – М.:АСТ: Астрель, 2015.

Итоговые проверочные работы: Русский язык : Математика : Итоговая комплексная работа. 2 класс / О.Б. Калинина, М.Г.Нефедова, О.Н. Журавлева. – М.:АСТ: Астрель, 2016.

Калинина О.Б. Обучающие комплексные работы. 2 класс / О.Б. Калинина. – М. : Дрофа; Астрель, 2016.


Литература для учителя:

Желтовская Л.Я. Обучение во 2-м классе по учебнику «Русский язык» Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой : програм­ма, методические рекомендации, тематическое пла­нирование / Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. — Москва : ACT : Астрель, 2014.

Желтовская Л.Я. Русский язык: Контрольные и диагностические работы: 2-й класс: к учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык» / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М.:АСТ: Астрель, 2013.

Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 — 4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир :[сборник]. — М.: Астрель, 2012.


Демонстрационные плакаты

Комплект таблиц демонстрационных «Русский язык. 2 класс»


Традиционные средства обучения

Классная доска с приспособлением для крепления таблиц, картинок.


Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор.

Магнитно-маркерная доска


Тематические презентации


Интернет-ресурсы

http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru