СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку с календарно-тематическим планированием, которое содержит графы "Тема", "Планируемые результаты" (предметные, метапредметные, личностные), "Характеристика деятельности учащихся", "Дидактическое сопровождение" (УМК "Планета знаний"; Желтовская Л.Я. Русский язык: 2-й кл.: учебник: В 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М.: Астрель)
МКОУ Городокская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _______ Протокол № ___ от «____»____________2016г.
| «Согласовано» Заместитель директора школы по учебной работе ____________ «____»____________2016г.
| «Утверждено» Директор _________ « ___»__________2016г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Журавлевой Натальи Владимировны,
учителя высшей квалификационной категории,
по предмету «Русский язык»
2 класс
с. Городок
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений базового уровня разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой, Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Русский язык», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебного плана МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2016-2017 учебный год.
Программа составлена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся 2 класса – класса возрастной нормы.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи) и навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык».
Программа по русскому языку для начальных классов является органичной частью курса русского языка и литературы средней общеобразовательной школы. Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка.
В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».
Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. В разделе «Речевое общение» указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли,
функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства.
Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи учеников: обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического строя речи, развитие речевого слуха и пр. Рекомендуется проведение упражнений в ситуациях диалога, в ходе которых дети учатся слушать и вступать в диалог, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать других, участвовать в групповом и коллективном обсуждении проблем, налаживать сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений, использования средств языка в речи. Изучение системы языка, его языковых средств остаётся важнейшим направлением в начальном курсе русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором представлен языковой материал.
Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова.
Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.
Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий, которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.
Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.
Принципы построения курса
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов произведён отбор языкового материала, его структурирование, выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.
При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и концентричности.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть.
Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Филология»,в соответствии с Федеральным базисным учебным планом во 2 классе на него отводится 170 часов, 5 ч в неделю, 34 учебные недели.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность общения – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку как к родному;
адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;
осознания русского языка как основного средства общения народов России;
осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке;
понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
осознавать слово как главное средство языка;
понимать прочитанное при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании;
осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
различать звуки и буквы, различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
делить слова на слоги для переноса (без стечения согласных);
использовать небуквенные графические средства: пробел; знак переноса;
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
различать родственные (однокоренные) слова;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
применять правила правописания (в объёме содержания курса 2 класса);
использовать приёмы и последовательность правильного списывания текста;
использовать проговаривание (орфографическое чтение) как средство самоконтроля при письме под диктовку, списывании;
использовать небуквенное графическое средство — абзац;
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40— 50 слов, писать под диктовку тексты в 40—45 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;
определять значения слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
оценивать уместность использования слов в тексте;
устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
различать имена существительные по вопросам: кто? что? (одушевлённые и неодушевлённые), имена собственные; имена прилагательные по вопросам: какой? каков? (полные, краткие );
использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
излагать содержание исходных небольших текстов, создавать небольшие по объёму тексты /сочинения/ в 4—8 предложений, правильно оформляя их в соответствии с изученными правилами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащиеся научатся на доступном уровне:
самостоятельно организовывать своё рабочее место;
понимать цель выполняемых действий;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
понимать важность планирования работы;
осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
использовать приёмы и последовательность правильного списывания текста;
выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;
осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном, проговаривание (орфографическое чтение);
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять
орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения;
оценивать правильность выполнения своих учебных действий.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
строить простейшие модели (схемы) слова (звуковые и буквенные), предложения;
находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов из набора слов, предложений из набора слов);
делать простые выводы.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащиеся научатся:
выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
выделять главную мысль текста;
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Содержание курса
Речевое общение
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений
Речь. Общение как обмен смыслами. Виды речевой деятельности: слушание, говорение (восприятие смысла, информации), чтение, письмо (передача смысла, информации). Речевое действие и необходимые условия его совершения: наличие партнёров по общению и потребности (мотива) у одного обращаться с речью, у другого воспринимать её.
Роль в общении несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.
Высказывание. Текст. Высказывание как продукт речи. Средства и объём высказывания: слово-предложение, предложение, текст. Осознание целей, задач высказываний: спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.
Текст (устный и письменный). Тема текста. Роль заголовка в тексте. Тексты с одной и двумя микротемами. Использование красной строки при выделении смысловых частей текста. Из истории появления выражения «красная, строка». Смысловое единство структурных частей. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описание (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рассуждение (о любимом времени года). Жанровое разнообразие текстов: сказка, загадка, считалка, закличка, природная зарисовка, письмо. Стилевое различие текстов (научная, учебно-деловая, художественная, разговорная речь).
Речевой этикет. Этикетные высказывания: приветствие, прощание, вопрос, благодарность, поздравление, пожелание.
Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выбор нужного материала из текста. Элементарное прогнозирование содержания текста по его заголовку, плану. Понимание интонационной окраски предложений, маленьких текстов.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации.
Воспроизведение (изложение) чужой речи небольших по объёму текстов повествовательного характера: дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ/изложение по вопросам, по готовому плану).
Создание, конструирование собственных устных и письменных высказываний (предложений, текстов) с определённой речевой задачей на темы, близкие второклассникам: о каникулах, новогоднем празднике, любимых уголках природы, животных, об увлечениях, прочитанных книгах, увиденных фильмах и пр. Разыгрывание ситуаций в диалоговой форме. Составление элементарного текста письма.
Развитие речевого слуха: мелодика слова и предложения (интонационный рисунок). Овладение нормами орфоэпии и правильного интонирования предложения и текста.
Обогащение словаря новыми словами, уточнение значения по словарю вроде бы известных детям слов. Подборы синонимов, антонимов в условиях заданного контекста. Использование разных языковых средств выражения сравнительных отношений: описательные выражения (похож на..., подобен...), сравнительные обороты (нежный, как..., неуклюжий, точно..., словно).
Грамотное оформление выражаемых мыслей и чувств в соответствии с изученными каллиграфическими, орфографическими и пунктуационными правилами.
Практическое овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, благодарность, поздравление, пожелание).
Язык как средство общения
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке. Язык как своеобразный код, средство обозначения явлений реального мира («всему название дано») и средство общения. Язык людей — язык слов. Связь языка с мышлением (выражаем и формулируем мысли и чувства).
Русский язык — родной язык русского народа. Связь развития языка с историей развития культуры русского народа (почему так называется, почему так говорят, почему так пишется и т.п.). Представление об историческом корне слова. Из истории происхождения собственных имён (имён, фамилий).
Наблюдение над выразительными средствами русского языка, качествами устной народной речи (на примере малых жанров устного народного творчества). Развитие мотива к изучению русского языка.
Фонетика, орфоэпия. Графика. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, ё, ю, я, с непроизносимыми согласными.
Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки.
Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.
Чистописание Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 6) В, З, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф; 7) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.
Слово и его значение (лексика). Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в толковом словаре значения слова. Осознание словарного богатства русского языка. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значение слова. Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы). Наблюдение над использованием слов в разных значениях в речи, в эталонных текстах. Пути, источники пополнения словарного запаса русского языка. Знакомство со словарями: толковыми, синонимов и антонимов.
Слово и его строение (состав слова, морфемика). Понятие о родственных (однокоренных) словах. Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень — смысловой центр слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов с омонимичными корнями.
Основа слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Осознание значения суффиксов и приставок. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слов по составу.
Слово как часть речи (морфология). Обобщение сведений о частях речи как групп слов с общим значением предметности, признака, действия (общее представление). Слово как часть речи (с введением терминов — имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Имя существительное. Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса (сон, бег, разговор).
Представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия). Наблюдение над изменением имён существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характеру и т. д.). Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над изменением прилагательных по числам.
Глагол. Значения действия, состояния живых существ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растёт, стоит, находится). Вопросы как средство выявления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. Наблюдение над изменением глаголов по числам.
Служебные части речи. Предлоги. Союзы (и, а, но, как, что). Их роль в речи: а) выражать отношения между знаменательными частями речи: пространственные (за, над, под, в, к), противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно), б) служить для связи слов и предложений.
Синтаксис (8 ч./8 ч.) Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его коммуникативная функция. Средства оформления предложений в речи: интонация конца предложений в устной речи, знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).
Орфография и пунктуация.
Общее представление об орфограмме, формирование орфографической зоркости. Разные способы проверки орфограмм в зависимости от местоположения в слове. Использование орфографического словаря.
Обозначение мягкости согласных. Написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, щн, нч. Использование разделительного мягкого знака.
Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).
Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова как проверяемых, так и непроверяемых.
Учитывая, что оба блока программы реализуются на практике в тесном взаимодействии, последовательность и количество часов изучения программного материала регулируются тематическим планом, разделы которого даются в соответствии с учебником.
Учебно-тематический план
№ | Раздел программы | Всего часов |
1 | Речевое общение | 34 |
1.1 | Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений | 9 |
1.2 | Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения) | 25 |
2 | Язык как средство общения | 136 |
2.1 | Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений | 65 |
2.1.1 | Общие сведения о языке | 4 |
2.1.2 | Фонетика, орфоэпия. Графика | 9 |
2.1.3 | Слово и его значение (лексика) | 7 |
2.1.4 | Слово и его строение (состав слова, морфемика) | 8 |
2.1.5 | Слово как часть речи (морфология) | 29 |
2.1.6 | Синтаксис | 8 |
2.2 | Орфография и пунктуация | 71 |
| ИТОГО | 170 |
№ | Тема раздела | Всего часов | В том числе на: | |
работы по развитию речи | контрольные работы | |||
1 | О ДАРЕ СЛОВА (ВВЕДЕНИЕ) | 8 |
| 1 |
2 | СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ (повторяем, изучаем) | 24 | 2 | 1 |
| СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ | 15 | 2 | 1 |
4 | СЛОВО И ЕГО ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ | 9 |
|
|
5 | ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ | 25 | 3 | 1 |
6 | «ЖИЗНЬ» ЯЗЫКА В РЕЧИ | 10 | 2 |
|
8 | ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ | 34 | 1 | 3 |
9 | ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ РАБОТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ | 35 | 2 | 4 |
| ЯЗЫК И РЕЧЬ (обобщение) | 10 |
|
|
| ИТОГО | 170 | 12 | 11 |
Диагностическая работа № 1. Вводный диктант
Диагностическая работа № 2. Контрольное списывание
Диагностическая работа № 3. Диктант с предварительной подготовкой
Диагностическая работа № 4. Контрольное списывание
Диагностическая работа № 5. Итоговый контрольный диктант
Диагностическая работа № 6. Контрольное тестирование
Диагностическая работа № 7.Контрольная работа
Проверка усвоения материала. Контрольный диктант № 1
Проверка усвоения материала. Контрольный диктант № 2
Проверка усвоения материала. Контрольный диктант № 3
Проверка усвоения материала. Контрольный диктант № 4
Р.р. Изложение текста по вопросам
Р.р. Сочинение на тему «Дед Мороз и лето»
Р.р. Анализ языковых средств текста. Выборочное списывание.
Р.р. Сочинение на тему «На что похоже облако?»
Р.р. Изложение текста по плану.
Р.р. Изложение текста по плану
Р.р. Создание текста поздравления.
Р.р. Сообщение о любимой книге
Р.р. Сочинение на тему «Зимние забавы»
Р.р. Учимся писать письма
Р.р. Изложение текста по опорным словам
Р.р. Сочинение на тему «Одуванчик золотой»
Презентация проектных работ по теме «Хорошо уметь писать, свои мысли выражать»
Презентация проектных работ по теме «Лето – время отдыха и открытий»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Основные понятия Словарные слова | Характеристика деятельности учащихся | Дидактическое сопровождение | Дата | Корректировка |
О ДАРЕ СЛОВА (введение) 8 ч. | ||||||
| Вводный урок. Знакомство с учебником: оформление, форзацы, оглавление. | учебник маршрут -план изучения курса чтение письмо | Предъявлять основные учебные умения: читать, писать. Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык». | ЧАСТЬ 1 Уч.с.1-5. |
|
|
| Зачем человеку слово дано. | дар речи общение информация речевое действие язык, человек | Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Наблюдать над особенностями русской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью. Делать простые выводы. Находить основную мысль читаемых текстов. Сравнивать тексты, написанные разными стилями, узнавать образные слова. Следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов. Осознавать различие и общность понятий «речь» и «язык». | Уч.с.6,7; Р.Т.с.3,4 |
|
|
| Наш родной язык — русский. | русский народ русский язык иностранный язык Родина, народ, Россия | Уч.с.8,9; Р.Т.с.5. |
|
| |
| Язык певучий и богатый | плавность напевность ритмичность звукопись | Уч.с.10-11; Р.Т.с.6. |
|
| |
| Особенности народной речи | сравнение образные слова рисовать, изображать | Отбирать факты на основе летних воспоминаний для устного сообщения. Тренировать зрительную память и контролировать свои действия. | Уч.с.12-13 |
|
|
| Слово. Предложение. Текст. | средства языка лимон | Уч.с.14-15. |
|
| |
| Вспоминаем о лете. Списывание текста |
| Проверочная работа №1 |
|
| |
| Диагностическая работа № 1. Вводный диктант |
| Грамотно и каллиграфически писать текст под диктовку. Применять знания о правописании при записи слов. | Диктант |
|
|
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ (повторяем, изучаем) 24 ч. | ||||||
| Работа над ошибками. Звуки речи и буквы. | звуки буквы гласные согласные коньки | Различать звуки и буквы. Группировать звуки по их характеристике. Выявлять и дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы. Моделировать схемы слов. Соотносить количество звуков и букв в словах, устанавливать и объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов. Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный. Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв. | Уч.с.16,17; Р.Т.с.7. |
|
|
| Слоги и ударение. | ударение ударный слог ударный гласный безударный гласный фонетика сч[щ] считалка счёт | Уч.с.18,19; Р.Т.с.8. |
|
| |
| Алфавит. Алфавит. Алфавит. Словарный диктант | состав букв русского алфавита название букв алфавитный порядок графика алфавит ягода | Наблюдать над свойствами русского ударения, вслушиваться в мелодику слова, правильно произносить слова. Осознавать роль создания письменности для развития общества. Определять положение заданной буквы в алфавите. Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Читать тексты с историческими материалами: понимать и воспроизводить содержание с помощью вопросов. «Читать» схему о роли букв е, ё, ю, я. Осознавать условия выбора прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных. Высказываться об увиденном, описывать. Устанавливать основное правило и варианты его применения при записи слов разной слоговой структуры. Сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слова. | Уч.с.20,21; Р.Т. с.9. |
|
|
| Уч.с.22,23. |
|
| |||
| Уч.с.24,25. Словарный диктант№1 |
|
| |||
| Большая буква в словах. | имя отчество фамилия кличка деревня город сентябрь хоккей | Уч.с.26,27; Р.Т.с.10. |
|
| |
| Перенос слова. | Уч.с.28,29; Р.Т.с.11. |
|
| ||
| Уч.с.30,31. |
|
| |||
| Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных звуков. | запись звукового строения слова шипящие согласные [р’э] крем, [з’э] музей [шн] конечно скучно скворечник подсвечник | Систематизировать знания о звуках русского языка с помощью таблицы, находить отсутствующие компоненты в таблице. Моделировать звуковое и слоговое строение слова. Выявлять условия выбора гласных после разных групп твёрдых и мягких согласных. Осознавать несоответствие в языке между процессом оглушения и написания согласных на конце слов. Вычленять главное действие в решении задачи по подбору проверочного слова. Наводить справки в орфографическом словарике. Группировать слова по их общим значениям. «Читать» табличку и озвучивать её содержание словесно. Различать на слух набор слов, предложений и текст. Синтезировать: составлять предложения на основе набора слов. «Чувствовать» (языковое чутьё) недочёты в речи. Осознавать суть орфографического действия. | Уч.с.32,33; Р.Т.с.12. |
|
|
| Уч.с.34,35; Р.Т.с.12. |
|
| |||
| Уч.с.36,37; Р.Т.с.13(4). |
|
| |||
| Уч.с.38,39; Р.Т.с.13 (5,6,7). |
|
| |||
| Уч.с.40,41. |
|
| |||
| Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков. | парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки | Уч.с.42,43; Р.Т.с.14,15. |
|
| |
| Обозначение на письме гласных звуков. | безударный гласный хозяин | Уч.с.44,45; Р.Т.с.15. |
|
| |
| Уч.с.46,47; Р.Т.с.16. |
|
| |||
| Слова - названия предметов, признаков, действий. Словарный диктант | название обозначение общее значение | Уч.с.48,49. Словарный диктант №2 |
|
| |
| Работа слов в предложении и тексте. | признаки текста логическая последова-тельность | Уч.с.50,51. Проверочная работа №2 |
|
| |
| Обобщение по теме «Слово и его строение» |
|
| Уч.с. 52,53. Самостоятельная работа №1 |
|
|
| Проверка усвоения материала. Контрольный диктант № 1 |
| Грамотно и каллиграфически писать текст под диктовку. Применять знания о правописании при записи слов. Устанавливать причину появления ошибок, выбирать нужные упражнения для тренинга. Оценивать успешность своей работы в тренинге. | Уч.с. 53. Диктант |
|
|
| Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Слово и его строение» |
| Уч.с.54,55.
|
|
| |
| Р.р. Изложение текста по вопросам | изложение заголовок план здравствуй до свидания | Понимать тему и особенности строения текста с помощью плана-вопросника. Воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно. | Уч.с.58. Изложение |
|
|
| Анализ творческих работ и работа над ошибками | Уч.с.56,57 |
|
| ||
| Р.р. Сочинение на тему «Дед Мороз и лето» |
| Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме. Действовать по аналогии (сопоставление с содержанием мультфильма). | Уч.с.59. Сочинение |
|
|
СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ 15 ч. | ||||||
| Если хочешь понимать и быть понятым. | Ясно понятно разборчиво грамотно кро’шит и кроши’т | Выявлять причины ситуаций непонимания людьми друг друга при их устном и письменном общении. Осознавать мотив к более глубокому изучению русского языка и цели выполнения разнообразных упражнений. | Уч.с.60-63; Р.Т.с.17. |
|
|
| Конкретные и общие значения слов. | форма слова лексическое (конкретное) значение общее значение орех | Осознавать наличие разных сторон значения слова. Уточнять значения слов в толковых словарях. «Читать» таблицу: добывать и обобщать информацию о свойствах слова из таблицы. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания | Уч.с.64,65; Р.Т.с.18,19. |
|
|
| Слова и их лексические значения. | близкие по значению (синонимы) противоположные по значению (антонимы) многозначные слова переносное значение красненький осина ромашка | Оценивать степень понимания значения воспринимаемых слов, предпринимать усилия к установлению значений «непонятных» слов. Наводить справки о значениях слов в толковом словаре. Наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, синонимов, антонимов. Группировать слова как части речи. Выявлять общее и различное в частях речи. Находить ключевые слова-признаки отгадки в тексте загадки. | Уч.с.66,67; Р.Т.с.19. |
|
|
| Уч.с.68,69; Р.Т.с.20. |
|
| |||
| Уч.с.70,71; Р.Т.с.21. |
|
| |||
| Группы слов с общим значением Группы слов с общим значением Словарный диктант | части речи имя сущест-вительное имя прилага-тельное глагол капуста морковь оранжевая | Уч.с.72,73; Р.Т.с.21,22. |
|
| |
| Уч.с.74,75; Р.Т.с.23. Словарный диктант №3 |
|
| |||
| Проверка усвоения материала. Контрольный диктант № 2 |
| Грамотно и каллиграфически писать текст под диктовку. Применять знания о правописании при записи слов. Понимать тему, выявлять ключевые слова текста, выбирать запрашиваемый материал. | Диктант |
|
|
| Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Слово и его значение» |
| Тест №1 |
|
| |
| Обучающая комплексная работа |
| Находить в тексте информацию, данную в явном и неявном виде, в разных формах. Осуществлять самоконтроль и самооценку. Работать с моделями | ОКР № 3 |
|
|
| Ежели вы вежливы... Вежливые слова. | Приветствие прощание просьба благодарность спасибо пожалуйста | Использовать разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией. | Уч.с.76,77; Р.Т.с.24,25.
|
|
|
| Р.р. Анализ языковых средств текста. Выборочное списывание. | Изобразитель-ные средства языка сравнение (синоними-ческие выражения) облако | Наблюдать над использованием синонимических конструкций для выражения сравнительных отношений. Различать особенности текстов на одну тему, разных по функциям и жанрам. Создавать собственные высказывания с использованием «сравнительных» языковых средств. | Уч.с.78. |
|
|
| Р.р. Сочинение на тему «На что похоже облако?» |
| Уч.с.79. |
|
| |
| Анализ творческих работ и работа над ошибками |
|
|
|
| |
| Инструктаж по проектным работам по теме «Хорошо уметь писать, свои мысли выражать» | проектные работы | Осознавать полезность и значимость выполнения работ проектного характера. Определять свои интересы и выбирать нужный проект. | Уч.с.136,137 Р.Т.с.46,47.
|
|
|
СЛОВО И ЕГО ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ 9 ч. | ||||||
| Корень слова. Однокоренные слова. | Корень однокоренные слова исторический корень отец отчество Отечество Отчизна столица | Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове. Определять корень слова с позиций совокупности его отличительных признаков. Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы. Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря. | Уч.с.80,81; Р.Т.с.26. |
|
|
| Уч.с.82,83; Р.Т.с.27. |
|
| |||
| Уч.с.84,85; Р.Т.с.28. |
|
| |||
| Суффиксы и приставки в слове. | Суффикс уменьшительно- ласкательное значение приставка значимые части слова (морфемы) основа слова | Наблюдать над оттенками значений (проявлять языковое «чутьё»), вносимых в слова приставками и суффиксами, делать выводы. | Уч.с.86-87; Р.Т.с.28. |
|
|
| Уч.с.88-89; Р.Т.с.29. |
|
| |||
| Уч.с.90,91. Тест №2 |
|
| |||
| Окончание слова. Окончание слова. Словарный диктант | Окончание нулевое окончание чеснок хвоя | Отличать назначение окончания от роли других значимых частей в слове. Изменять слова при связи слов в предложении. | Уч.с.92,93; Р.Т.с.30. |
|
|
| Уч.с.94,95; Р.Т.с.31. Словарный диктант №4 |
|
| |||
| Анализ слов по составу (морфемный разбор) | разбор слова по составу (морфемный) | Анализировать строение слова со стороны наличия в нём значимых частей (морфем). Действовать в соответствии с этапами памятки морфемного разбора слов. Синтезировать: составлять слова с опорой на модели (схемы). Группировать слова в соответствии с их составом. Прогнозировать результат своей работы, выявлять затруднения и находить способы выхода из них. | Уч.с.96,97; Р.Т.с.31,32. Самостоятельная работа №2
|
|
|
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ 25 ч. | ||||||
| Орфограммы в корне слова.
| слабая и сильная позиция звука орфограмма проверяемые и непроверяемые орфограммы иней серебро | Обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки. Синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы. Продумывать алгоритм (порядок) проверки орфограммы. Действовать по алгоритму при решении орфографической задачи. Выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова. Ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при сходстве признаков разных орфограмм. Находить ответ о написании слов в орфографическом и этимологическом словарях. Дифференцировать применение правил при записи слов со схожими орфограммами. | Уч.с.98,99; Р.Т.с.33. |
|
|
| Уч.с.100,101; Р.Т.с.34. |
|
| |||
| Безударные гласные в корне слова. | проверяемые и проверочные слова способы проверки орфографическая задача непроверяемые безударные гласные этимологический словарь берег рябина железо природа синица снегирь | Обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки. Синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы. Продумывать алгоритм (порядок) проверки орфограммы. Действовать по алгоритму при решении орфографической задачи. Выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова. Ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при сходстве признаков разных орфограмм. Находить ответ о написании слов в орфографическом и этимологическом словарях. Дифференцировать применение правил при записи слов со схожими орфограммами | Уч.с.102,103; Р.Т.с.35. |
|
|
| Уч.с.104,105; Р.Т.с.36. |
|
| |||
| Уч.с.106,107; Р.Т.с.37. |
|
| |||
| Р.р. Изложение текста по плану. | Уч.с.109. Изложение |
|
| ||
| Анализ творческих работ и работа над ошибками | Уч.с.108. |
|
| ||
| Закрепление по теме «Безударные гласные в корне слова» | Уч.с.110,111; Р.Т.с.38. Тест №3 |
|
| ||
| Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
| оглушение озвончение способы проверки орфограммы непроверяемые звонкие и глухие согласные календарь вокзал | Ориентироваться в новых позициях проявления согласными, о способах проверки: не только с помощью гласных, но и с помощью согласных м, н, р, л, в. Выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове. Обосновывать (устно, графически) наличие признаков орфограммы в слове. Работать с информацией научного текста (правила): выявлять новые сведения, опираясь на известные. Обосновывать (устно, графически) наличие признаков орфограммы в слове. Использовать общие способы действий при решении разных орфографических задач. Обобщать материал о способах проверки орфограмм с помощью таблицы. Дифференцировать типы орфограмм в корне слова и подбирать адекватные приёмы проверки. Находить в тексте, обнаруживать на слух слова с орфограммами. Графически обосновывать наличие в слове орфограммы определённого типа. Грамотно и каллиграфически писать текст под диктовку. Применять знания о правописании при записи слов. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками. Выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях. Анализировать строение и содержание читаемого и воспринимаемого на слух текстов. Воспроизводить содержание текстов с опорой на план. Оценивать правильность выбора языковых средств в целях сохранения авторского отношения к описываемому. Обсуждать участие в реализации проекта, работать совместно в паре, группе. Осознавать и разделять традиции народа, поздравлять друг друга с праздниками. Создавать собственное высказывание определённого жанра: поздравление с Новым годом. Использовать нормы речевого этикета в тексте-поздравлении. Редактировать тексты. Выбирать проект и группу, распределять виды работ. | Уч.с.12,113; Р.Т.с.39. |
|
|
| Уч.с.114,115; Р.Т.с.40. |
|
| |||
| Уч.с.116,117; Р.Т.с.41. |
|
| |||
| Непроизносимые согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова. Словарный диктант | проверяемые и непроверяемые непроизносимые согласные праздник солнце лучше [тш] чувство лестница | Уч.с.118,119; Р.Т.с.42. |
|
| |
| Уч.с.120,121; Р.Т.с.43. |
|
| |||
| Уч.с.122,123; Р.Т.с.44. |
|
| |||
| Уч.с.124,125. Словарный диктант №5 |
|
| |||
| Обучающая комплексная работа |
| ОКР № 6 |
|
| |
| Повторение по теме «Орфограммы в корне слова» |
| Уч.с.126,127 Р.Т.с.45. Проверочная работа №3 (осложненное списывание текста) |
|
| |
|
| Уч.с.128,129 Самостоятельная работа №3 |
|
| ||
| Проверка усвоения материала. Контрольный диктант № 3 |
| Диктант |
|
| |
| Работа над ошибками. Закрепление по теме «Орфограммы в корне слова» |
| Уч.с.130,131. |
|
| |
| Р.р. Изложение текста по плану |
| Уч.с.134. Изложение |
|
| |
| Анализ творческих работ и работа над ошибками |
| Уч.с.132,133. |
|
| |
| Р.р. Создание текста поздравления. | поздравления (здравие) пожелание желаю (от «жалеть»- симпатизировать, любить) | Уч.с.135. Сочинение |
|
| |
| Обобщение по разделу «Правописание слов» | Проверочная работа № 4 |
|
| ||
| Презентация проектных работ по теме «Хорошо уметь писать, свои мысли выражать» |
|
|
|
| |
«ЖИЗНЬ» ЯЗЫКА В РЕЧИ 10 ч. | ||||||
| Слово в предложении. | речь язык значения слова | Осознавать взаимосвязь языка и речи, процесс рождения речи. Обнаруживать главное в сообщении и в структурных частях предложения. | ЧАСТЬ 2 Уч.с.4,5. |
|
|
| Предложение. Члены предложения. | предложение строение предложения грамматичес-кая связь слов главные члены предложения пассажир | «Читать» схемы и знаки препинания. Обобщать признаки предложения. Понимать основные «шаги» памятки-инструкции, действовать в соответствии с ними. Строить высказывания в объёме предложений. Учиться читать, адекватно воспринимать содержание познавательных и художественных текстов. Ориентироваться в содержании и теме текста по его заголовку, ключевым словам, иллюстрациям. Подбирать заголовок к тексту, исходя из его темы. Наблюдать над отбором фактов и языковых средств мастерами слова, сопоставлять их при создании текстов на узкие и широкие сопредельные темы. Добывать информацию о книге (понимать тему, содержание) из названия, оглавления. Формулировать, высказывать мнения, сообщать о впечатлениях от прочитанного. Читать и понимать историко-познавательные тексты. Осуществлять систематизацию, хранение книг и их поиск в домашней библиотеке. Осуществлять поиск книги по каталогам. Связно высказываться с опорой на план-вопросник (сообщения о любимой книге, о зимних забавах). Собирать и отбирать материал для высказывания. | Уч.с.6,7; Р.Т.с.3. |
|
|
| Уч.с.8,9; Р.Т.с.4. |
|
| |||
| Текст. Тема текста. | Текст тема заголовок последова-тельность высказываний (логичность) погода непогода | Уч.с.10,11; Р.Т.с.4,5. |
|
| |
| Важное умение — понимать текст. Словарный диктант Важное умение — понимать текст. | части текста (микротемы) красная строка (абзац) [т’э]стеллажкартотека каталог библиотека | Уч.с.12,13; Р.Т.с.6. |
|
| |
| Уч.с.14,15; Р.Т.с.7. Словарный диктант №6 |
|
| |||
| Уч.с.16,17; Р.Т.с.8. Проверочная работа № 5 (осложненное списывание текста) |
|
| |||
| Р. р. Сообщение о любимой книге |
| Уч.с.18. |
|
| |
| Р.р. Сочинение на тему «Зимние забавы» | каникулы забавы | Корректировать (редактировать) написанное. Проводить презентацию проекта. Корректно вносить собственные замечания, предложения. | Уч.с.19. Сочинение |
|
|
| Анализ творческих работ и работа над ошибками |
|
|
|
| |
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ 34 ч. | ||||||
| Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне. | Орфограмма звук в слабой позиции графическое обоснование орфограммы признаков проверочного слова месяц февраль ветер футбол велосипед агроном шофёр маршрут | Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов. Решать орфографические задачи в соответствии с памяткой. Графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова. Наводить справку о написании слова в орфографическом словаре, в этимологическом словаре. Разграничивать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Использовать различные приёмы запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Извлекать и обобщать информацию из таблицы об иноязычных словах. | Уч.с.20-23; Р.Т.с.9. |
|
|
| Уч.с.24,25; Р.Т.с.10,11. |
|
| |||
| Уч.с.26,27; Р.Т.с.12. |
|
| |||
| Уч.с.28.29; Р.Т.с.13,14. |
|
| |||
| Обучающая комплексная работа |
| Находить в тексте информацию, данную в явном и неявном виде, в разных формах. Осуществлять самоконтроль и самооценку. Работать с моделями | ОКР № 10 |
|
|
| Слова с двойными согласными. Слова с двойными согласными. Слова с двойными согласными. Словарный диктант Слова с двойными согласными. Слова с двойными согласными. | [э] проект шоссе тоннель (туннель) [м] трамвай, суббота троллейбус геннадий телеграмма [тэ]теннис [с’э]бассейн кросс брасс аллея антенна иллюстрация | Находить основание для группировки слов (по лексическому значению, по наличию орфограмм). Группировать слова по наличию в них двойных согласных. Обращаться к орфографическому словарю с целью уточнения правописания слов. Пробовать «перо» в составлении текста телеграммы. | Уч.с.30,31; Р.Т.с.15. |
|
|
| Уч.с.32,33; Р.Т.с.16. |
|
| |||
| Уч.с.34,35. |
|
| |||
| Уч.с.36,37. |
|
| |||
| Уч.с.38,39. Словарный диктант №7 |
|
| |||
| Уч.с.40,41. Самостоятельная работа №4 |
|
| |||
| Диагностическая работа № 2. Контрольное списывание | графическая зоркость, самоконтроль | Тренировать зрительную память и контролировать свои действия. | Уч.с.40. |
|
|
| Закрепление по теме «Орфограммы в корне слова» | искусная искусственная искусство | Находить основания для группировки слов. «Читать» таблицы и дополнять недостающую информацию. Применять правила в процессе исполнения работы. | Уч.с.42,43; Р.Т.с.17. |
|
|
| Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков. Словарный Диктант | парные согласные по твёрдости и мягкости непарные твёрдые и мягкие согласные непарные мягкие шипящие мягкий знак - показатель мягкости [тэ] стенд тест модель свитер [рэ] пюре цирк циркуль аттракцион овощи свёкла щавель молочный январь январский | Выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова. Устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме. Дифференцировать варианты применения правил при решении орфографических задач. Находить основание для группировки трёх типов объектов. Осуществлять самоконтроль и самооценку. | Уч.с.44,45; Р.Т.с.18. |
|
|
| Уч.с.46,47; Р.Т.с.19. |
|
| |||
| Уч.с.48,49; Р.Т.с.20,21. |
|
| |||
| Уч.с.50,51; Р.Т.с.22. |
|
| |||
| Уч.с.52,53; Р.Т.с.23,24. |
|
| |||
|
|
|
| |||
| Р.Т.с.24. Словарный диктант №8 |
|
| |||
| Разделительный мягкий знак. | разделительный мягкий знак соловьи компьютер обезьяна Кузьминична Ильинична[шн] [й’о] бульон почтальон лосьон медальон | Различать функции мягкого знака при записи слов и группировать слова. Обобщать сведения о ролях употребления мягкого знака в словах. Дифференцировать функции употребления мягкого знака. Оценивать степень усвоения изученного материала. Выявлять трудности в его усвоении. Применять изученные правила с использованием алгоритма решения орфографической задачи. Выбирать верные ответы при решении орфографических тестов. Работать в парах: отстаивать свою точку зрения, убеждать партнёра, прислушиваться к мнению собеседника, вырабатывать общее решение, преобразовывать в словесную форму. Анализировать слова по строению с разных позиций (звуко-буквенному, слоговому, морфемному). Использовать правила написания слов при записи по слуху. | Уч.с.54,55; Р.Т.с.25. |
|
|
| Уч.с.56,57. |
|
| |||
| Уч.с.58,59. |
|
| |||
| Употребление в словах мягкого знака. | Р.Т.с.26. Тест №4 |
|
| ||
| Повторение по теме «Правописание слов» | произношение правописание звуко- буквенный (фонетический) разбор | Уч.с.60,61. |
|
| |
| Уч.с.62,63. |
|
| |||
| Уч.с.64,65. |
|
| |||
| Уч.с.66,67. |
|
| |||
| Тренинг «Проверяем друг друга» | тренинг | Обсуждать варианты решений, выявляя правильные. Предъявлять результат. Осуществлять самоконтроль. | Уч.с.68,69. |
|
|
| Диагностическая работа №3. Диктант с предварительной подготовкой |
| Готовиться к воспроизведению текста по слуху на основе его зрительного восприятия. Грамотно и каллиграфически писать текст под диктовку. Применять знания о правописании при записи слов. |
|
| |
| Р.р. Учимся писать письма | адресат адрес | Составлять тексты в жанре письма. | Уч.с.72,73. |
|
|
| Проверка усвоения материала. Контрольный диктант № 4 |
| Грамотно и каллиграфически писать текст под диктовку. Применять знания о правописании при записи слов. | Диктант |
|
|
| Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Правопи-сание слов» |
| Оценивать степень усвоения изученного материала. Выявлять трудности в его усвоении. Применять изученные правила с использованием алгоритма решения орфографической задачи. | Уч.с.70,71 |
|
|
| Инструктаж по проектным работам по теме «Лето – время отдыха и открытий» |
| Осознавать своё место, роль, мотив в выбранном проекте. Выбирать тему и участвовать в проектной деятельности. | Уч.с.134,135; Р.Т.с.46,47. |
|
|
ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ РАБОТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ 35 ч. | ||||||
| Общие значения частей речи. |
|
| Уч.с.74-77; Р.Т.с.27. |
|
|
| Уч.с.78,79; Р.Т.с.28. |
|
| |||
| Имя существительное. | имя существительное предмет конфета | Определять грамматические признаки имени существительного. | Уч.с.80,81; Р.Т.с.29. |
|
|
| Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | одушевлённые и неодушевлён-ные существительные мужчина женщина благодарность посуда одежда инструменты | Систематизировать признаки имени существительного как части речи. Группировать имена существительные по отнесенности к одушевлённым и неодушевленным. Наблюдать над вариантами значений существительных каждой группы. Переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг, газет и пр. Понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, воспроизводить его содержание с помощью плана. Осознавать традиции русского народа в наименовании и оформлении имён собственных. | Уч.с.82.83; Р.Т.с.30. |
|
|
| Уч.с.84,85. |
|
| |||
| Уч.с.86,87. |
|
| |||
| Собственные имена существительные. Собственные имена существительные. Словарный диктант
| собственные и нарицательные имена сущест-вительные адресат адресант космос космонавт планета океан | Уч.с.88,89; Р.Т.с.31. |
|
| |
| Уч.с.90,91. Словарный диктант №9 |
|
| |||
| Уч.с.92,93. Тест №5 |
|
| |||
| Имя прилагательное. | полные и краткие формы имён прилагательных характер тонкий вкусны пусты густы | Определять грамматические признаки имени прилагательного. Систематизировать признаки имени прилагательного как части речи. Наблюдать над вариантами значений прилагательных. | Уч.с.94,95; Р.Т.с.32,33. |
|
|
| Уч.с.96,97; Р.Т.с.34. |
|
| |||
| Уч.с.98,99; Р.Т.с.35. |
|
| |||
| Обучающая комплексная работа |
| Находить в тексте информацию, данную в явном и неявном виде, в разных формах. Осуществлять самоконтроль и самооценку. Работать с моделями | ОКР № 14 |
|
|
| Глагол. | глагол | Определять грамматические признаки глагола. Систематизировать признаки глагола как части речи. Осмысленно подбирать глаголы при выражении мыслей и чувств. | Уч.с.100,101; Р.Т.с.36,37. |
|
|
| Уч.с.102,103; Р.Т.с.37,38. |
|
| |||
| Изменение частей речи по числам. | формы изменения частей речи форма числа учителя доктора шофёры инженеры | Наблюдать над формами изменения частей речи по числам. Делать вывод об общности данной формы у известных частей речи. | Уч.с.104,105; Р.Т.с.38,39. |
|
|
| Уч.с.106,107; Р.Т.с.39,40. |
|
| |||
|
|
|
| |||
| Диагностическая работа №4. Контрольное списывание |
| Тренировать зрительную память и контролировать свои действия. |
|
|
|
| Предлоги. Союзы. | служебные части речи слова-связки предлоги союзы из магазина из школы | Осознавать роль в предложении слов-связок. Синтезировать: составлять предложения с использованием слов-связок. Осознавать способность слов-связок выражать оттенки значений. Осуществлять самоконтроль и самооценку. Анализировать содержание текста из нескольких микротем. | Уч.с.108,109; Р.Т.с.40,41. |
|
|
| Уч.с.110,111; Р.Т.с.42,43. |
|
| |||
| Самостоятельная работа №5 |
|
| |||
| Работа частей речи в предложении. Работа частей речи в предложении. Словарный диктант | части речи предложение день победы ветеран салют великая отечественная война | Грамотно и каллиграфически писать текст под диктовку. Применять знания о правописании при записи слов. Наблюдать над языковыми образными средствами авторского текста. Сравнивать синонимические языковые средства, выражающие сравнительные отношения, осознанно выбирать их при создании собственных высказываний. Редактировать собственные и чужие тексты. Задавать вопросы сверстникам и взрослым. Работать в малых группах. Представлять полученную информацию разным способом. Выбирать форму участия в проектной деятельности. | Уч.с.112,113; Р.Т.с.43. |
|
|
| Уч.с.115; Р.Т.с. 44 |
|
| |||
| Уч.с.115; Р.Т.с.45. Словарный диктант №10 |
|
| |||
| Проверочная работа №7 |
|
| |||
| Диагностическая работа №5. Итоговый контрольный диктант |
| Диктант |
|
| |
| Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Части речи и их работа в предложении» |
|
|
|
| |
| Диагностическая работа №6. Контрольное тестирование |
| Промежуточная аттестация |
|
| |
| Р.р. Изложение текста по опорным словам | сравнение синонимические конструкции | Уч.с.116. |
|
| |
| Анализ творческих работ и работа над ошибками |
|
|
|
| |
| Диагностическая работа №7. Контрольная работа |
| Краевая контрольная работа |
|
| |
| Презентация проектных работ по теме «Лето – время отдыха и открытий» |
|
|
|
| |
| Р.р. Сочинение на тему «Одуванчик золотой» |
| Уч.с.117. |
|
| |
| Анализ творческих работ и работа над ошибками |
|
|
|
| |
ЯЗЫК И РЕЧЬ (обобщение) 10 ч. | ||||||
| Средства языка и речи. | слово предложение текст | Обобщать и систематизировать изученные языковые явления. | Уч.с.118,119. |
|
|
| Слово (значение строение, правописание) | форма значение правописание орфограммы в корне слова одеть — раздеть надеть — снять | «Читать» дидактический рисунок о роли языка и речи. Наблюдать над особенностями высказывания типа рассуждения. Применять полученные предметные умения при работе с текстом познавательного характера. | Уч.с.112,121. |
|
|
| Уч.с.122,123. |
|
| |||
| Уч.с.124,125. |
|
| |||
| Предложение. Текст. Предложение. Текст. Словарный диктант | Уч.с.126,127. Словарный диктант №11 |
|
| ||
| Уч.с.128,129. |
|
| |||
| Обобщение по разделу «Язык и речь» |
| Уч.с.130,131 |
|
| |
| Тренинг «Проверяем друг друга» | тренинг | Обсуждать варианты решений, выявляя правильные. | Уч.с.132,133 |
|
|
| Комплексное повторение изученного |
| Систематизировать знания о единицах языка, средствах выразительности. Применять знания о правописании при записи слов. |
|
|
|
| Комплексное повторение изученного |
|
|
|
|
Требования к знаниям и умениям к концу изучения курса
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся к концу 1 класса
Учащиеся должны знать:
звуки и буквы русского языка;
о взаимосвязи в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
последовательности букв в алфавите;
правила правописания (в объёме содержания курса 2 класса);
критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);
Учащиеся могут знать:
порядок звуко-буквенного анализа слов;
понятия однозначных, многозначных слов, слов с прямым и переносным значением, с близким и противоположным значением;
значимые части слов.
Учащиеся должны уметь:
понимать прочитанное при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании;
различать звуки и буквы, характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
делить слова на слоги для переноса (без стечения согласных);
использовать небуквенные графические средства: пробел; знак переноса;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
различать родственные (однокоренные) слова;
применять правила правописания (в объёме содержания курса 2 класса);
использовать проговаривание (орфографическое чтение) как средство самоконтроля при письме под диктовку, списывании;
использовать небуквенное графическое средство — абзац;
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40— 50 слов, писать под диктовку тексты в 40—45 слов.
Учащиеся могут уметь:
производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;
определять значения слов: однозначные, многозначные, с прямым и переносным, с близким и противоположным значением;
оценивать уместность использования слов в тексте;
устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
различать имена существительные по вопросам: кто? что? (одушевлённые и неодушевлённые), имена собственные; имена прилагательные по вопросам: какой? каков? (полные, краткие);
использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки, при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
излагать содержание исходных небольших текстов, создавать небольшие по объёму тексты /сочинения/ в 4—8 предложений, правильно оформляя их в соответствии с изученными правилами.
Материально-техническое обеспечениеобразовательного процесса
Литература для учащихся:
Желтовская Л.Я. Русский язык: 2-й кл.: учебник: В 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М.: Астрель, 2013.
Желтовская Л.Я. Русский язык: рабочая тетрадь № 1: к учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык»: В 2 ч. Ч.: 2-й класс / Л.Я.Желтовская, О. Б. Калинина. – М.:АСТ: Астрель, 2016.
Желтовская Л.Я. Русский язык: рабочая тетрадь № 2: к учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык»: В 2 ч. Ч.: 2-й класс / Л.Я.Желтовская, О. Б. Калинина. – М.:АСТ: Астрель, 2016.
Желтовская Л.Я. Русский язык: тесты и самостоятельные работы для текущего контроля: 2-й класс: к учебнику Л. Я. Желтовской, О.Б.Калининой «Русский язык» / О. Б. Калинина, Л. Я. Желтовская. – М.:АСТ: Астрель, 2015.
Итоговые проверочные работы: Русский язык : Математика : Итоговая комплексная работа. 2 класс / О.Б. Калинина, М.Г.Нефедова, О.Н. Журавлева. – М.:АСТ: Астрель, 2016.
Калинина О.Б. Обучающие комплексные работы. 2 класс / О.Б. Калинина. – М. : Дрофа; Астрель, 2016.
Литература для учителя:
Желтовская Л.Я. Обучение во 2-м классе по учебнику «Русский язык» Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой : программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. — Москва : ACT : Астрель, 2014.
Желтовская Л.Я. Русский язык: Контрольные и диагностические работы: 2-й класс: к учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык» / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М.:АСТ: Астрель, 2013.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 — 4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир :[сборник]. — М.: Астрель, 2012.
Демонстрационные плакаты
Комплект таблиц демонстрационных «Русский язык. 2 класс»
Традиционные средства обучения
Классная доска с приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор.
Магнитно-маркерная доска
Тематические презентации
Интернет-ресурсы
http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru